МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 92
г. ЕКАТЕРИНБУРГА
Приложение
к основной образовательной
программе НОО
Приказ от 01.09.2021 № 125-О
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Окружающий мир»
Уровень образования:
начальное общее образование
Стандарт:
ФГОС
Нормативный срок обучения:
4 года
Класс:
1-4 класс
Екатеринбург, 2021
2
Предмет - Окружающий мир
Класс - 1-4 базовый уровень
Количество часов по учебному плану МАОУ СОШ 92:
Недельных – 2 часа, годовых: 66 ч ( 1 класс), 68 ч (2-4 классы)
Планирование составлено на основе:
1. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования, утвержденного приказом МО РФ № 373 от 06.10.2009 (в редакции приказа
МО РФ № 1241 от 26.11. 2010, № 2357 от 22.09.2011, № 1060 от 18.12. 2012 и от
31.12.2015 № 1577);
2. Примерной основной образовательной программы начального общего образования
(Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему
образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15)) с учетом требований федерального
государственного образовательного стандарта;
Обучение ведется по учебно-методическому комплекту:
класс
1
2
3
4
Название учебника
Окружающий мир, 1
класс
Окружающий мир, 2
класс
Окружающий мир, 3
класс
Окружающий мир, 4
класс
авторы
Плешаков А.А.
год издания
2019
издательство
Просвещение
Плешаков А.А.
2019
Просвещение
Плешаков А.А.
2019
Просвещение
Плешаков А.А.
2019
Просвещение
3
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
Программа обеспечивает достижение учащимися следующих личностных, метапредметных
и предметных результатов.
Личностные результаты:
1. формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за
свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и
национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального
российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных
ориентации;
2. формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его
органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3. формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре
других народов;
4. овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
5. принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной
деятельности и формирование личностного смысла учения;
6. развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе
в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах,
социальной справедливости и свободе;
7. формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8. развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9. развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10. формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к
творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и
духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
1. овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности,
поиска средств ее осуществления;
2. освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3. формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее
эффективные способы достижения результата;
4. формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и
способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5. освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6. использование знаково-символических средств представления информации для
создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и
практических задач;
7. активное использование речевых средств и средств информационных и
коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и
познавательных задач;
8. использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом
учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа,
организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с
коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в
том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в
цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить
свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;
соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
4
9. овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в
соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в
соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной
формах;
10. овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
11. готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность
существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое
мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
12. определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о
распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный
контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и
поведение окружающих;
13. готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон
и сотрудничества;
14. овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и
явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в
соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
15. -овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими
существенные связи и отношения между объектами и процессами;
16. умение работать в материальной и информационной среде начального общего
образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием
конкретного учебного предмета.
Предметные результаты:
1. понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за
национальные свершения, открытия, победы;
2. сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье,
истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
3. осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической
грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей,
норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
4. освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись,
измерение, опыт, сравнение, классификация и др., с получением информации из
семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном
пространстве);
5. развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в
окружающем мире.
2. Содержание учебного предмета, курса
Основными задачами реализации содержания курса являются:
1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в
котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего
места в нём;
3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в
различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного
и безопасного взаимодействия в социуме.
Человек и природа
Природа — это то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты и предметы,
созданные человеком. Неживая и живая природа. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные
5
размеры и др.). Примеры явлений природы: смена времён года, снегопад, листопад, перелёты птиц,
смена времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза.
Вещество — то, из чего состоят все природные объекты и предметы. Разнообразие веществ в
окружающем мире. Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твёрдые тела, жидкости,
газы. Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами.
Звёзды и планеты. Солнце — ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего
живого на Земле. Земля — планета, общее представление о форме и размерах Земли. Глобус как
модель Земли. Географическая карта и план. Материки и океаны, их названия, расположение на
глобусе и карте. Важнейшие природные объекты своей страны, района. Ориентирование на
местности. Компас.
Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Времена года, их
особенности (на основе наблюдений). Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времён
года. Смена времён года в родном крае на основе наблюдений.
Погода, её составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Наблюдение за
погодой своего края. Предсказание погоды и его значение в жизни людей.
Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное
обозначение равнин и гор на карте). Особенности поверхности родного края (краткая
характеристика на основе наблюдений).
Водоёмы, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком.
Водоёмы родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений).
Воздух — смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека.
Вода. Свойства воды. Состояния воды, её распространение в природе, значение для живых
организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе.
Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к
полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2—3 примера).
Почва, её состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека.
Растения, их разнообразие. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия,
необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений,
фиксация изменений. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Роль
растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного
края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений.
Грибы: съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов.
Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода,
тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. Особенности питания разных животных
(хищные, растительноядные, всеядные). Размножение животных (насекомые, рыбы, птицы, звери).
Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение
человека к животным. Животные родного края, их названия, краткая характеристика на основе
наблюдений.
Лес, луг, водоём — единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва,
растения, животные). Круговорот веществ. Взаимосвязи в природном сообществе: растения — пища
и укрытие для животных; животные — распространители плодов и семян растений. Влияние
человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края (2—3 примера на основе
наблюдений).
Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (климат,
растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу
изучаемых зон, охрана природы).
Человек — часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Этическое и
эстетическое значение природы в жизни человека. Освоение человеком законов жизни природы
посредством практической деятельности. Народный календарь (приметы, поговорки, пословицы),
определяющий сезонный труд людей.
Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на
примере окружающей местности). Правила поведения в природе. Охрана природных богатств: воды,
воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Заповедники, национальные
парки, их роль в охране природы. Красная книга России, её значение, отдельные представители
растений и животных Красной книги. Посильное участие в охране природы. Личная
ответственность каждого человека за сохранность природы.
6
Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорно двигательная,
пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в
жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов. Измерение температуры тела человека,
частоты пульса. Личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и
здоровья окружающих его людей. Внимание, уважительное отношение к людям с ограниченными
возможностями здоровья, забота о них.
Человек и общество
Общество — совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с
другом совместной деятельностью во имя общей цели. Духовно нравственные и культурные
ценности — основа жизнеспособности общества.
Человек — член общества, носитель и создатель культуры. Понимание того, как складывается
и развивается культура общества и каждого его члена. Общее представление о вкладе в культуру
человечества традиций и религиозных воззрений разных народов. Взаимоотношения человека с
другими людьми. Культура общения с представителями разных национальностей, социальных
групп: проявление уважения, взаимопомощи, умения прислушиваться к чужому мнению.
Внутренний мир человека: общее представление о человеческих свойствах и качествах.
Семья — самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье
и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Забота о детях,
престарелых, больных — долг каждого человека. Хозяйство семьи. Родословная. Имена и фамилии
членов семьи. Составление схемы родословного древа, истории семьи. Духовно нравственные
ценности в семейной культуре народов России и мира.
Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Оценка
великой миссии учителя в культуре народов России и мира. Классный, школьный коллектив,
совместная учёба, игры, отдых. Составление режима дня школьника.
Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи.
Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других
общественных местах. Внимание к сверстникам, одноклассникам, плохо владеющим русским
языком, помощь им в ориентации в учебной среде и окружающей обстановке.
Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность
в культуре народов России и мира. Профессии людей. Личная ответственность человека за
результаты своего труда и профессиональное мастерство.
Общественный транспорт. Транспорт города или села. Наземный, воздушный и водный
транспорт. Правила пользования транспортом. Средства связи: почта, телеграф, телефон,
электронная почта, аудио и видео чаты, форум.
Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса, Интернет. Избирательность при
пользовании средствами массовой информации в целях сохранения духовно нравственного
здоровья.
Наша Родина — Россия, Российская Федерация. Ценностно смысловое содержание понятий
«Родина», «Отечество», «Отчизна». Государственная символика России: Государственный герб
России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при
прослушивании гимна. Конституция — Основной закон Российской Федерации. Права ребёнка.
Президент Российской Федерации — глава государства. Ответственность главы государства за
социальное и духовно нравственное благополучие граждан.
Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и
упрочения духовно нравственных связей между соотечественниками. Новый год, Рождество,
День защитника Отечества, 8 Марта, День весны и труда, День Победы, День России, День
защиты детей, День народного единства, День Конституции. Праздники и памятные даты своего
региона. Оформление плаката или стенной газеты к общественному празднику.
Россия на карте, государственная граница России.
Москва — столица России. Святыни Москвы — святыни России. Достопримечательности
Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. Характеристика отдельных
исторических событий, связанных с Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и др.).
Герб Москвы. Расположение Москвы на карте.
Города России. Санкт Петербург: достопримечательности(Зимний дворец, памятник
Петру I — Медный всадник, разводные мосты через Неву и др.), города Золотого кольца России
7
(по выбору). Святыни городов России. Главный город родного края: достопримечательности,
история и характеристика отдельных исторических событий, связанных с ним.
Россия — многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные
особенности быта (по выбору). Основные религии народов России: православие, ислам, иудаизм,
буддизм. Уважительное отношение к своему и другим народам, их религии, культуре, истории.
Проведение спортивного праздника на основе традиционных детских игр народов своего края.
Родной край — частица России. Родной город (населённый пункт), регион (область, край,
республика): название, основные достопримечательности; музеи, театры, спортивные комплексы и
пр. Особенности труда людей родного края, их профессии. Названия разных народов,
проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. Важные сведения из
истории родного края. Святыни родного края. Проведение дня памяти выдающегося земляка.
История Отечества. Счёт лет в истории. Наиболее важные и яркие события общественной и
культурной жизни страны в разные исторические периоды: Древняя Русь, Московское государство,
Российская империя, СССР, Российская Федерация. Картины быта, труда, духовно нравственные и
культурные традиции людей в разные исторические времена. Выдающиеся люди разных эпох как
носители базовых национальных ценностей. Охрана памятников истории и культуры. Посильное
участие в охране памятников истории и культуры своего края. Личная ответственность каждого
человека за сохранность историко культурного наследия своего края.
Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов, религий на
Земле. Знакомство с 3—4 (несколькими) странами (с контрастными особенностями): название,
расположение на политической карте, столица, главные достопримечательности.
Правила безопасной жизни
Ценность здоровья и здорового образа жизни.
Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая
культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья. Личная
ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего физического и
нравственного здоровья. Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при лёгких
травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве.
Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоёме в
разное время года. Правила пожарной безопасности, основные правила обращения с газом,
электричеством, водой.
Правила безопасного поведения в природе.
Забота о здоровье и безопасности окружающих людей — нравственный долг каждого человека.
Человек и природа
Выпускник научится:
узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы;
описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой
природы, выделять их существенные признаки;
сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных
характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;
проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя
простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям и
правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;
использовать естественнонаучные тексты (на бумажных и электронных носителях, в том
числе в контролируемом Интернете) с целью поиска и извлечения информации, ответов на
вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;
использовать различные справочные издания (словарь по естествознанию, определитель
растений и животных на основе иллюстраций, атлас карт, в том числе и компьютерные издания) для
поиска необходимой информации;
использовать готовые модели (глобус, карту, план) для объяснения явлений или описания
свойств объектов;
обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в
живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;
8
определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих
отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека;
понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения;
использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и
укрепления своего здоровья.
Выпускник получит возможность научиться:
использовать при проведении практических работ инструменты ИКТ (фото- и видеокамеру,
микрофон и др.) для записи и обработки информации, готовить небольшие презентации по
результатам наблюдений и опытов;
моделировать объекты и отдельные процессы реального мира с использованием виртуальных
лабораторий и механизмов, собранных из конструктора;
осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение,
соблюдать правила экологичного поведения в школе и в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды
и электроэнергии) и природной среде;
пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для сохранения здоровья;
осознанно соблюдать режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;
выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде, оказывать
первую помощь при несложных несчастных случаях;
планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания
окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Человек и общество
Выпускник научится:
узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона; описывать
достопримечательности столицы и родного края; находить на карте мира Российскую Федерацию,
на карте России Москву, свой регион и его главный город;
различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с
датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени»;
используя дополнительные источники информации (на бумажных и электронных носителях, в
том числе в контролируемом Интернете), находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и
верованиям своих предков; на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от
вымыслов;
оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, группа
сверстников, этнос), в том числе с позиции развития этических чувств, доброжелательности и
эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им;
использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии) и детскую литературу о
человеке и обществе с целью поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания
собственных устных или письменных высказываний.
Выпускник получит возможность научиться:
осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами;
ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и
настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство
исторической перспективы;
наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной
деятельности на благо семьи, в интересах образовательного учреждения, социума, этноса, страны;
проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости и
правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке;
участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной
среде;
определять общую цель в совместной деятельности и пути её достижения; договариваться о
распределении функций и ролей; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
9
3. Тематическое планирование с определением основных видов учебной
деятельности
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 КЛАСС (66 часов)
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
Тема урока
Раздел 1 «Что и кто?» - 20 ч
Введение. Задавайте вопросы!
Наша Родина. Что такое Родина?
Россия многонациональная страна. Что мы знаем о народах
России?
Москва –столица России. Что мы знаем о Москве?
Родной край – частица России. Проект «Моя малая Родина».
Звезды и планеты. Что у нас над головой?
Признаки предметов. Что у нас под ногами?
Части растения. Что общего у разных растений?
Растения, их разнообразие. Что растёт на подоконнике?
Растения, их разнообразие. Что растёт на клумбе?
Деревья. Что это за листья?
Деревья. Что такое хвоинки?
Животные, их разнообразие. Кто такие насекомые?
Животные, их разнообразие. Кто такие рыбы?
Животные, их разнообразие. Кто такие птицы?
Животные, их разнообразие. Кто такие звери?
Что окружает нас дома?
18 Средства массовой информации. Что умеет компьютер?
19 Правила противопожарной безопасности. Что вокруг нас может
быть опасным?
20 Земля – планета, общее представление о формах и размерах
земли. На что похожа наша планета?
21 Родной край – частица России. Проверим себя и оценим свои
достижения по разделу «Что и кто?». Презентация проекта «Моя
малая Родина».
Раздел 2 «Как, откуда и куда?» - 12 ч
22 Семья — самое близкое окружение человека. Как живёт семья?
Проект «Моя семья».
23 Вода. Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?
24 основные правила обращения с газом, электричеством, водой
Откуда в наш дом приходит электричество?
25 Средства связи. Как путешествует письмо?
26 Водоемы. Куда текут реки?
27 Состояние воды, ее распространение в природе. Откуда берутся
снег и лёд?
28 Условия необходимые для жизни растения. Как живут растения?
29 Условия необходимые для жизни животных. Как живут животные?
30 Животные, их разнообразие. Как зимой помочь птицам?
31 Человек часть природы. Откуда берётся и куда девается мусор?
32 Охрана природных богатств. Откуда в снежках грязь?
10
Количество
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
33 Семья — самое близкое окружение
человека. Проверим себя и оценим свои достижения по разделу
«Как, откуда и куда?». Презентация проекта «Моя семья».
1
Раздел 3 «Где и когда?» - 11 ч
34 Младший школьник. Когда учиться интересно?
35 Классный, школьный коллектив, совместная учёба, игры, отдых.
Проект «Мой класс и моя школа».
36 Время и его течение. Когда придёт суббота?
37 Времена года. Когда наступит лето?
38 Материки и океаны. Где живут белые медведи?
39 Материки и океаны. Где живут слоны?
40 Примеры явлений природы. Где зимуют птицы?
41 Человек член общества. Когда появилась одежда?
42 Правила безопасного поведения на дороге. .Когда изобрели
велосипед?
43 Профессии людей. Когда мы станем взрослыми?
44 Младший школьник. Классный коллектив. Проверим себя и
оценим свои достижения по разделу «Где и когда?». Презентация
проекта «Мой класс и моя школа».
Раздел 4 «Почему и зачем?» - 22 ч
45 Звезды и планеты. Почему Солнце светит днём, а звёзды ночью?
46 Признаки предметов. Почему Луна бывает разной?
47 Погода и ее составляющие. Почему идёт дождь и дует ветер?
48 Разнообразие звуков в окружающем мире. Почему звенит звонок?
49 Цвета радуги. Почему радуга
разноцветная?
1
1
50 Дикие и домашние животные. Почему мы любим кошек и собак?
51 Дикие и домашние животные Проект «Мои домашние питомцы».
52 Правила поведения в природе. Почему мы не будем рвать цветы и
ловить бабочек?
53 Правила поведения в природе Почему в лесу мы будем соблюдать
тишину?
54 Личная ответственность каждого человека за сохранение и
укрепление своего здоровья. Зачем мы спим ночью?
55 Личная ответственность каждого человека за сохранение и
укрепление своего здоровья Почему нужно есть много овощей и
фруктов?
56 Личная ответственность каждого человека за сохранение и
укрепление своего здоровья Почему нужно чистить зубы и мыть
руки?
57 Средства связи. Зачем нам телефон и телевизор?
58 Наземный транспорт. Зачем нужны автомобили?
59 Наземный транспорт. Зачем нужны поезда?
60 Водный транспорт. Зачем строят корабли?
61 Воздушный транспорт. Зачем строят самолёты?
62 Правила пользования наземным транспортом.
Почему в
автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности?
63 Правила пользования водным и воздушным транспортом. Почему
1
1
1
11
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
на корабле и в самолёте нужно соблюдать правила безопасности?
64 Звезды и планеты. Зачем люди
осваивают космос?
65 Человек – часть природы. Почему мы часто слышим слово
«экология»?
66 Бережное отношение к животным. Презентация проекта «Мои
домашние питомцы
12
1
1
1
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
2 КЛАСС (68 часов)
№
Тема урока
Количество
часов
Раздел 1 «Где мы живём» - 4 ч
1
2
3
4
Родная страна.
Город и село.
Родной край. Проект «Родной город».
Природа и рукотворный мир. Проверочная работа по разделу «Где мы
живём».
1
1
1
1
Раздел 2 «Природа» - 20 ч
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
Неживая и живая природа
Явления природы
Погода, её составляющие. Что такое погода.
Времена года, их особенности. В гости к осени (экскурсия)
Времена года, их особенности. В гости к осени (урок)
Звёзды и планеты. Звездное небо.
Полезные ископаемые. Заглянем в кладовые земли.
Воздух – смесь газов. Про воздух и про воду.
Вода. Свойства воды. Про воздух и про воду
Растения, их разнообразие. Какие бываю растения.
.Животные, их разнообразие. Какие бывают животные.
Взаимосвязи в природном сообществе. Невидимые нити.
Дикорастущие и культурные растения.
Дикие и домашние животные
Растения, их разнообразие. Комнатные растения.
Животные, их разнообразие. Животные живого уголка.
Дикие и домашние животные. Про кошек и собак.
Красная книга России.
Человек – часть природы. Будь природе другом!
Проверочная работа по разделу «Природа»
Проект «Красная книга, или возьмём под защиту».
Раздел 3 «Жизнь города и села» - 10 ч
Значение труда в жизни человека и общества. Что такое экономика.
Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека. Из чего что
сделано.
Значение труда в жизни человека и общества Как построить дом.
Наземный, воздушный и водный транспорт
Какой бывает транспорт
Человек — член общества, носитель и создатель культуры .Культура и
образование.
Значение труда в жизни человека и общества. Все профессии важны.
Проект «Профессии».
Смена времен года в родном крае. В гости к зиме (экскурсия)
Времена года, их особенности. В гости к зиме (урок)
Проверочная работа по разделу «Жизнь города и села».
Презентация проектов «Родной город (село)», «Красная книга, или
возьмем под защиту», «Профессии»
Раздел 4 «Здоровье и безопасность» - 9 ч
Общее представление о строении тела человека Строение тела человека.
13
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
Ценность здоровья и здорового образа жизни. Если хочешь быть здоров.
Правила безопасного поведения на дорогах. Берегись автомобиля!
Дорога от дома до школы. Школа пешехода.
Основные правила обращения с газом, электричеством, водой. Домашние
опасности
Правила противопожарной безопасности. Пожар!
Правила безопасного поведения в природе. На воде и в лесу.
Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление
своего физического и нравственного здоровья. Опасные незнакомцы.
Проверочная работа по разделу «Здоровье и безопасность».
Раздел 5 «Общение» - 7 ч
Семья – самое близкое окружение человека. Наша дружная семья.
Родословная. Имена и фамилии членов семьи. Проект «Родословная».
Младший школьник. В школе
Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура
поведения в школе и других общественных местах. Правила вежливости.
Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия,
взаимной помощи. Ты и твои друзья.
Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура
поведения в школе и других общественных местах. Правила вежливости.
Мы – зрители и пассажиры.
Проверочная работа по разделу «Общение».
Раздел 6 «Путешествие» - 18 ч
Общее представление о формах и размерах Земли. Посмотри вокруг.
Ориентирование на местности.
Компас.
Формы земной поверхности:
Водоёмы., их разнообразие. Водные богатства
Смена времён года в родном крае на основе наблюдений. В гости к весне
(экскурсия).
Времена года, их особенности. В гости к весне(урок)
Географическая карта и план. Россия на карте.
Города России. Проект «Города России»
Москва – столица России. Путешествие по Москве.
Достопримечательности Москвы. Московский Кремль.
Санкт-Петербург, его достопримечательности.. Город на Неве.
Географическая карта и план. Путешествие по планете.
Материки и океаны. Путешествие по материкам.
Страны и народы мира. Проект «Страны мира».
Времена года, их особенности. Впереди лето.
Проверочная работа по разделу «Путешествия».
Родословная. Города России. Страны мира. Презентации проектов.
14
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
3 КЛАСС (68 часов)
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
Тема урока
Количество
часов
Как устроен мир (8 часов)
Природа
Человек
Общество
Российская Федерация
О чем расскажет план
Что такое экология
Проект «Богатства, отданные людям»
Странички для любознательных: «Как мы познаем мир»
Эта удивительная природа (19 часов)
Звёздное небо – Великая книга Природы
Тела, вещества, частицы
Разнообразие веществ
Воздух и его охрана
Вода
Превращения и круговорот воды
Берегите воду!
Что такое почва
Разнообразие растений
Солнце, растения и мы с вами
Размножение и развитие растений
Охрана растений
Разнообразие животных
Кто что ест
Размножение и развитие животных
Охрана животных
В царстве грибов
Проект «Разнообразие природы родного края»
Странички для любознательных: «Великий круговорот жизни»
Мы и наше здоровье (10 часов)
Организм человека
Органы чувств
Надежная защита организма
Опора тела и движение
Наше питание
Дыхание и кровообращение
Умей предупреждать болезни
Здоровый образ жизни
Проект «Школа кулинаров»
Странички для любознательных: «Как устроены и работают наши
органы чувств»
Наша безопасность (8 часов)
Огонь, вода и газ
Чтобы путь был счастливым
Дорожные знаки
Опасные места
Природа и наша безопасность
Экологическая безопасность
Проект «Кто нас защищает»
Странички для любознательных: «Маленький справочник дорожных
знаков»
15
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67 68
Чему учит экономика (12 часов)
Для чего нужна экономика
Природные богатства и труд людей – основа экономики
Полезные ископаемые
Растениеводство
Животноводство
Какая бывает промышленность
Что такое деньги
Государственный бюджет
Семейный бюджет
Экономика и экология
Проект «Экономика родного края»
Странички для любознательных: «Подробнее о растениеводстве и
животноводстве»
Путешествие по городам и странам (11 часов)
Золотое кольцо России
Наши ближайшие соседи
На севере Европы
Что такое Бенилюкс
В центре Европы
По Франции и Великобритании
На юге Европы
Всемирное наследие
Проект «Музей путешествий»
Странички для любознательных: «По знаменитым местам мира»
16
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
4 КЛАСС (68 часов)
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
Тема урока
Количество
часов
Земля и человечество (10 часов)
Мир глазами астронома
Планеты Солнечной системы
Звездное небо – Великая книга Природы
Мир глазами географа
Мир глазами историка
Когда и где?
Мир глазами эколога
Сокровища Земли под охраной человечества
Сокровища Земли под охраной человечества Международная Красная
книга
Проверим себя и оценим свои достижения
Природа России (11 часов)
Равнины и горы России
Моря, озера и реки России
Природные зоны России
Зона арктических пустынь
Тундра
Леса России
Лес и человек
Зона степей
Пустыни
У Черного моря
Проверим себя и оценим свои достижения
Родной край – часть большой страны (12 часов)
Наш край
Поверхность нашего края
Поверхность нашего края (экскурсия)
Водные богатства нашего края
Наши подземные богатства
Земля - кормилица
Жизнь леса
Жизнь луга
Жизнь в пресных водах
Наши проекты
Странички для любознательных «Заповедники России»
Проверим себя и оценим свои достижения
Страницы Всемирной истории ( 6 часов)
Начало истории человечества
Мир древности: далекий и близкий
Средние века: время рыцарей и замков
Новое время: встреча Европы и Америки
Новейшее время: история продолжается сегодня
Проверим себя и оценим свои достижения
Страницы истории России ( 19 часов)
Жизнь древних славян
Во времена Древней Руси
Страна городов
Из книжной сокровищницы Древней Руси
Трудные времена на Русской земле
Русь расправляет крылья
Куликовская битва
17
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
Иван третий
Мастера печатных дел
Патриоты России
Петр Великий
Михаил Васильевич Ломоносов
Екатерина Великая Отечественная война 1812 года
Страницы истории XIX века
Россия вступает в XX век
Страницы истории 1920 – 1930 х годов
Великая Отечественная война и Великая Победа
Страна, открывшая путь в космос
Проверим себя и оценим свои достижения
Современная Россия ( 10 часов)
Основной закон России и права человека
Мы – граждане России
Славные символы России
Такие разные праздники
Путешествие по России (Дальний восток, просторы Сибири)
Путешествие по России (Урал, север европейской России
Путешествие по России (Волга, юг России)
Наши проекты
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Что узнали, чему научились за год. Урок - обобщение
1
18
1
1
1
1
1
1
1
2