РП РПОиП

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №92
Приложение
к основной
образовательной
программе СОО
Приказ от 01.09.2020 №125-о

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета «Русское правописание: орфография и
пунктуация»
10-11 классы

1

Содержание программы
Орфография (34 ч)
Орфография как система правил правописания (2 ч)
Русское правописание. Орфография и пунктуация как разделы русского
правописания.
Некоторые сведения из истории русской орфографии.
Роль орфографии в письменном общении людей, ее возможности для более
точной передачи смысла речи.
Орфографическое правило как разновидность учебно-научного текста. Различные
способы передачи содержащейся в правиле информации: связный текст, план,
тезисы, схема, таблица, алгоритм и др.
Разделы русской орфографии и обобщающее правило для каждого из них: 1)
правописание морфем («пиши морфему единообразно»); 2) слитные, дефисные и
раздельные написания («пиши слова отдельно друг от друга, а части слов слитно,
реже — через дефис»); 3) употребление прописных и строчных букв («пиши с
прописной буквы имена собственные, с малой — нарицательные»); 4) перенос
слова («переноси слова по слогам»).
Правописание морфем (17 ч)
Система правил, связанных с правописанием морфем. Принцип единообразного
написания морфем — ведущий принцип русского правописания
(морфематический).
Правописание корней. Система правил, регулирующих написание гласных и
согласных корня. Роль смыслового анализа при подборе однокоренного
проверочного слова.
Правописание гласных корня: безударные проверяемые и непроверяемые; еизв
заимствованных словах.
Правила, нарушающие единообразие написания корня (ы и и в корне после
приставок); понятие о фонетическом принципе написания.
Группы корней с чередованием гласных: 1) -кас- // -кос-, -лаг-// -лож-, -бир-/ /бер-, -тир-//-тер-, -стил- // -стел- и др. (зависимость от глагольного суффикса а); 2) -раст//-рос-, -скак-/ / -скоч- (зависимость от последующего согласного); 3)
-гар- // -гор-, -твар- //-твор-, -клан- // -клон-, -зар-// -зор- (зависимость от
ударения); 4) корни с полногласными и неполногласными сочетаниями оло//ла,
оро//ра, ере// ре, ело// ле.
Обозначение на письме согласных корня: звонких и глухих, непроизносимых,
удвоенных. Чередование согласных в корне и связанные с этим орфографические
трудности (доска — дощи тый, очки — очечник).
Правописание иноязычных словообразовательных элементом (лог, фил, гео, фон
и т. п.,).
2

Правописание приставок. Деление приставок на группы, соотносимые с
разными принципами написания: 1) приставки на з/с — фонетический принцип;
2) все остальные приставки (русские и иноязычные по происхождению) —
морфологически \\ принцип написания. Роль смыслового анализа слова при
различении приставок при- и пре-.
Правописание суффиксов.
Система правил,
связанных с написанием
суффиксов в словах разных частей речи. Роль морфемно-словообразовательного
анализа слова при выборе правил ь ного написания суффиксов.
Типичные суффиксы имен существительных и их написание: аръ-, -тель-, -ник-,
-изн(а), -есть- (ость), -ени(е) и др. Различение суффиксов -чик- и -щик- со
значением лица. Суффиксы -ек и -ик-, -ец- и -иц- в именах существительных со
значением умеш. шительности.
Типичные суффиксы прилагательных и их написание: -оваш (еват), -евит-, -лив, -чив-, -чат-, -ист-, -оньк- (еньк) и др. Различение на письме суффиксов -ив- и ев-; -к- и -ск- в именах прилагательных. Особенности образования сравнительной
степс ни и превосходной степени прилагательных и наречий и написа ние
суффиксов в этих формах слов.
Типичные суффиксы глагола и их написание: -и-, -е-, -а , Кй , -ва-, -ирова-, -ича-,
-ану- и др. Различение на письме глагольных суффиксов -ова- (ева) и -ыва-(-ива). Написание суффикса г или -и- в глаголах с приставкой обез/обес- (обезлесеть
— обезлё сить); -тъся и -тся в глаголах.
Образование причастий с помощью специальных суффиксом. Выбор суффикса
причастия настоящего времени в зависимости от спряжения глагола. Сохранение
на письме глагольного суф фикса при образовании причастий прошедшего
времени (носе ять — посеявший — посеянный).
Правописание н и нн в полных и кратких формах причастий, а также в
прилагательных, образованных от существительных или глаголов.
Правописание окончаний. Система правил, регулирующих правописание
окончаний слов разных частей речи.
Различение окончаний -е и -и в именах существительных. Правописание личных
окончаний
глаголов.
Правописание
падежных
окончаний
полных
прилагательных и причастий.
Орфографические правила, требующие различения морфем, в составе которых
находится орфограмма: о и е после шипящих и ц в корне, суффиксе и окончании;
правописание ы и и после ц; употребление разделительных ъ и ъ .
Правописание согласных на стыке морфем (матросский, петроградский);
написание сочетаний чн, щн, нч, нщ, рч, рщ, чк, нн внутри отдельной морфемы и
на стыке морфем; употребление ь для обозначения мягкости согласного внутри
морфемы и на стыке морфем.
Взаимосвязь значения, морфемного строения и написания слова.
Орфографический анализ морфемно-словообразовательных моделей слов.
Правописание ь после шипящих в словах разных частей речи.
3

Этимологическая справка как прием объяснения написания морфем.
Использование орфографических, морфемных и словообразовательных словарей
для объяснения правильного написания слов.
Прием поморфемной записи слов (рас-чес-ыва-ющ-ий, не-за-пятн-а-нн-ый,
маслянистого, о-цепл-ени-ё) и его практическая значимость.
Слитные, дефисные и раздельные написания (12 ч)
Система правил данного раздела правописания. Роль смыслового и
грамматического анализа слова при выборе правильного написания.
Орфограммы, связанные с различением на письме служебного слова и морфемы.
Грамматико-семантический анализ при выборе слитного и раздельного
написания не с разными частями речи. Различение приставки ни- и слова ни
(частицы, союза).
Грамматико-орфографические отличия приставки и предлога. Слитное, дефисное
и раздельное написания приставок в наречиях. Историческая справка о
происхождении некоторых наречий.
Особенности написания производных предлогов. Смысловые, грамматические и
орфографические отличия союзов чтобы, также, тоже, потому, поэтому,
оттого, отчего, зато, поскольку и др. от созвучных сочетаний слов. Образование
и написание сложных слов (имена существительные, прилагательные, наречия).
Смысловые и грамматичес кие отличия сложных прилагательных, образованных
слиянием, и созвучных словосочетаний (многообещающий — много обеща
ющий).
Употребление дефиса при написании знаменательных и служебных частей речи.
Работа со словарем «Слитно или раздельно?».
Написание строчных и прописных букв (2 ч)
Роль смыслового и грамматического анализа при выборе строчной или прописной
буквы.
Работа со словарем «Строчная или прописная?».
Речевой этикет в письменном общении (2 ч)
Речевой этикет как правила речевого поведения. Речевая ситуация и
употребление этикетных форм извинения, просьбы, благодарности, приглашения
и другое в письменной речи.
Речевой этикет в частной и деловой переписке. Из истории эпистолярного жанра
в России. Зачины и концовки современных писем, обращения к адресату,
письменные формы поздравления, приглашения, приветствия.
Особенности речевого этикета при дистанционном письменном общении (SMSсообщения, электронная почта, телефакс и ДР-)Основные правила письменного общения в виртуальных дискуссиях,
конференциях на тематических чатах Интернета.
Пунктуация (34ч)
Пунктуация как система правил расстановки знаков препинания (3 ч)
4

Некоторые сведения из истории русской пунктуации. Основное назначение
пунктуации — расчленять письменную речь для облегчения ее понимания.
Принципы русской пунктуации: грамматический, смысловой, интонационный.
Структура предложения и пунктуация. Смысл предложения, интонация и
пунктуация.
Основные функции пунктуационных знаков. Разделительные, выделительные
знаки препинания, знаки завершения. Разделы русской пунктуации: 1) знаки
препинания в конце предложения; 2) знаки препинания внутри простого
предложения; 3) знаки препинания между частями сложного предложения; 4)
знаки препинания при передаче чужой речи; 5) знаки препинания в связном
тексте.
Знаки препинания в конце предложения (1ч)
Предложение и его основные признаки; интонация конца предложений. Границы
предложения, отражение ее на письме. Употребление точки, вопросительного и
восклицательного знаков в конце предложения. Выбор знака препинания с учетом
особенностей предложения по цели высказывания и эмоциональной
окрашенности.
Употребление многоточия при прерывании речи. Смысловая роль этого знака.
Знаки препинания в начале предложения: многоточие, кавычки, тире в диалоге.
Знаки препинания внутри простого предложения
(13 ч)
Система правил данного раздела пунктуации.
Знаки препинания между членами предложения. Тире между подлежащим и
сказуемым. Тире в неполном предложении; интонационные особенности этих
предложений.
Знаки препинания между однородными членами предложения. Грамматические и
интонационные особенности предложений с однородными членами; интонация
перечисления.
Однородные члены, не соединенные союзом. Однородные члены, соединенные
неповторяющимися
союзами.
Однородные
члены,
соединенные
повторяющимися союзами. Однородные члены, соединенные двойными
союзами. Интонационные и пунктуационные особенности предложений с
обобщающими словами при однородных членах.
Однородные и неоднородные определения, их различение на основе семантикограмматической и интонационной характеристики предложения и его окружения
(контекста).
Знаки препинания в предложениях с обособленными членами. Интонационные
особенности предложений с обособленными членами.
Обособленные определения распространенные и нераспространенные,
согласованные и несогласованные. Причастный оборот как особая
синтаксическая конструкция. Грамматико-пунктуационные отличия причастного
и деепричастного оборотов.
5

Обособление приложений. Обособление обстоятельств, выраженных одиночным
деепричастием и деепричастным оборотом. Смысловые и интонационные
особенности предложений с обособленными обстоятельствами, выраженными
именем существительным в косвенном падеже.
Смысловая и интонационная характеристика предложений с обособленными
дополнениями.
Выделение голосом при произношении и знаками препинания на письме
уточняющих, поясняющих и присоединительных членов предложения.
Знаки
препинания
в
предложениях
с
сравнительным
оборотом.
Сопоставительный анализ случаев выделения и невыделения в письменной речи
оборота со значением сравнения.
Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами
предложения. Интонационные и пунктуационные особенности предложений с
вводными словами. Семантико-грамматические отличия вводных слов от
созвучных членов предложения. Уместное употребление в письменной речи
разных смысловых групп вводных слов.
Интонационные и пунктуационные особенности предложений с обращениями.
Речевые формулы обращений, используемые и письменной речи.
Пунктуационное выделение междометий, утвердительных, отрицательных,
вопросительно-восклицательных слов (нет уж, что ж, как же, что же и др. ).
Знаки препинания между частями сложного предложения
(8 ч)
Грамматические и пунктуационные особенности сложных предложений. Виды
сложных предложений.
Знаки препинания между частями сложносочиненного предложения.
Интонационные и смысловые особенности предложений, между частями которых
ставятся знаки тире, запятая и тире, точка с запятой.
Употребление знаков препинания между частями сложноподчиненного
предложения.
Семантико-интонационный анализ как основа выбора знаки препинания в
бессоюзном сложном предложении.
Грамматико-интонационный анализ предложений, состоящих из трех и более
частей, и выбор знаков препинания внутри сложной синтаксической
конструкции. Знаки препинания при сочетании союзов.
Сочетание знаков препинания.
Знаки препинания при передаче чужой речи (3 ч)
Прямая и косвенная речь. Оформление на письме прямой речи и диалога. Разные
способы оформления на письме цитат.
Знаки препинания в связном тексте (4 ч)
Связный текст как совокупность предложений, объединенных одной мыслью,
общей стилистической направленностью и единым эмоциональным настроем.
6

Поиски оптимального пунктуационного варианта с учетом контекста. Авторские
знаки.
Абзац как пунктуационный знак, передающий структурно-смысловое членение
текста.

Учебно-тематическое планирование

Количество часов: на учебный год: 68 , в неделю: 2

Содержание

Кол-во
часов

Орфография

34

Пунктуация

34

Итого

68

7

Требования к уровню подготовки выпускников
По окончании 11 класса выпускники должны:
знать/понимать
- связь языка и истории, культуры русского и других народов;
- смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык,
языковая норма, культура речи;
- основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
- орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и
пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого
поведения в социально- культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах
общения;
уметь - осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные
высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения
поставленных коммуникативных задач;
- анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и
уместности их употребления;
- проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных
стилей и разновидностей языка; аудирование и чтение - использовать основные виды
чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно- реферативное и др.) в
зависимости от коммуникативной задачи;
- извлекать необходимую информацию из различных источников: учебнонаучных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе
представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
говорение и письмо - создавать устные и письменные монологические и
диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на
материале изучаемых учебных дисциплин), социально- культурной и деловой сферах
общения; - применять в практике речевого общения основные орфоэпические,
лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
- соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы
современного русского литературного языка;
- соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях
общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем; - использовать
основные приемы информационной переработки устного и письменного текста; 6
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
- осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности
народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
- развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков
самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных
областях человеческой деятельности;
8

- увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и
речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе
наблюдения за собственной речью;
- совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к
речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению,
сотрудничеству;
- самообразования и активного участия в производственной, культурной и
общественной жизни государства.

9

Календарно-тематическое планирование

№
п/п

1-2
3-7
8-10
11-13
14-16
17-18
19
20-24
25
26-27
28-29
30-32
33-34
35-36
37-39
40
41-42

Название темы урока

Орфография
как система
правил
Правописание корней
Правописание приставок
Правописание суффиксов
Правописание окончаний
Правописание ь
Различение слова и морфемы
Не с частями речи
Приставка ни и слово ни
Правописание производных
предлогов
Сложные слова
Дефис в словах
Написание строчных и
прописных букв
Речевой этикет в письменном
общении
Пунктуация как система правил
расстановки знаков препинания
Знаки препинания в конце
предложения
Знаки препинания внутри
простого предложения
Знаки препинания между
членами предложения. Тире
между подлежащим и
сказуемым

Количество
часов

Дата
проведения
плани фактич
руема
еская
я

2
5
3
3
3
2
1
5
1
2
2
2
2
2
3
1
2

10

43-44 Знаки препинания между
однородными членами
предложения.
45-46 Знаки препинания в
предложениях с обособленными
членами.
47-48 Знаки препинания при словах,
грамматически не связанных с
членами предложения.
49
Пунктуационное выделение
междометий, утвердительных,
отрицательных, вопросительновосклицательных слов (нет уж,
что ж, как же, что же и др. ).
50-51 Грамматические и
пунктуационные особенности
сложных предложений. Виды
сложных предложений.
52-53 Знаки препинания между
частями сложносочиненного
предложения.
54-55 Употребление знаков
препинания между частями
сложноподчиненного
предложения.
56-57 Грамматико-интонационный
анализ предложений, состоящих
из трех и более частей, и выбор
знаков препинания внутри
сложной синтаксической
конструкции.
58
Прямая и косвенная речь.
Оформление на письме прямой
речи и диалога.
59-60 Разные способы оформления на
письме цитат.
61-62 Знаки препинания в связном
тексте.
Связный текст как совокупность
предложений, объединенных
одной мыслью, общей
стилистической

2

2

2

1

2

2

2

2

1

2
2

11

направленностью и единым
эмоциональным настроем.
Абзац как пунктуационный
знак, передающий структурносмысловое членение текста.
63-64 Поиски оптимального
пунктуационного варианта с
учетом контекста.
65
Авторские знаки.
66-67 Абзац как пунктуационный
знак, передающий структурносмысловое членение текста.
68
Повторение изученного.

2

1
2

1

12


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».