МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №92
Приложение к основной образовательной программе
СОО Приказ от
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса
«Текст: теория и практика» 10 класс
Рабочая программа по курсу
«Текст: теория и практика»
10 класс
Планируемые результаты освоения курса «Текст. Теория и практика».
Личностные результаты
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью, к
познанию себя:
ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных
жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к
личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;
готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе
самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства,
собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по
отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе
осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;
готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в
соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества,
потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной
деятельностью;
принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное,
ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и
психологическому здоровью;
неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к России как к Родине
(Отечеству):
российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в
поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности
российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его
защите;
уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой
край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение к
государственным символам (герб, флаг, гимн);
формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской
Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором
национального самоопределения;
воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих
в Российской Федерации.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к закону, государству и к
гражданскому обществу:
гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена
российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности,
уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные
национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности,
готового к участию в общественной жизни;
признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые принадлежат
каждому от рождения, готовность к осуществлению собственных прав и свобод без
нарушения прав и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные права и свободы
человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного
права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, правовая и политическая
грамотность;
мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной
практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм общественного
сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности, готовность к
договорному регулированию отношений в группе или социальной организации;
готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений,
затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах общественной
самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;
приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов;
воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам,
религиозным убеждениям;
готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма,
ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным, религиозным, расовым,
национальным признакам и другим негативным социальным явлениям.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с окружающими людьми:
нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей,
толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности
вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели
и сотрудничать для их достижения; способность противостоять идеологии экстремизма,
национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым,
национальным признакам и другим негативным социальным явлениям;
принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное
отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том
числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное,
ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью
других людей, умение оказывать первую помощь;
формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности
к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения
общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости,
милосердия и дружелюбия);
развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста,
взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской,
проектной и других видах деятельности.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к окружающему миру, живой
природе, художественной культуре:
мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости
науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией
о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки,
заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества;
готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении
всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной
профессиональной и общественной деятельности;
экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным богатствам
России и мира; понимание влияния социально-экономических процессов на состояние
природной и социальной среды, ответственность за состояние природных ресурсов; умения
и навыки разумного природопользования, нетерпимое отношение к действиям,
приносящим вред экологии; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству собственного
быта.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к семье и родителям, в том
числе подготовка к семейной жизни:
ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей
семейной жизни;
положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства), интериоризация
традиционных семейных ценностей.
Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к труду, в сфере социальноэкономических отношений:
уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей собственности,
осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных
жизненных планов;
готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к
возможности участия в решении личных, общественных, государственных,
общенациональных проблем;
потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям,
добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой
деятельности;
готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних
обязанностей.
Личностные результаты в сфере физического, психологического, социального и
академического благополучия обучающихся:
физическое, эмоционально-психологическое, социальное благополучие обучающихся в
жизни образовательной организации, ощущение детьми безопасности и психологического
комфорта, информационной безопасности.
Метапредметные результаты представлены тремя группами универсальных учебных
действий (УУД).
1 Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно
определить, что цель достигнута;
оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности,
собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и
морали;
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и
жизненных ситуациях;
оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые
для достижения поставленной цели;
выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач,
оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения
поставленной цели;
сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
2 Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять
развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и
познавательные) задачи;
критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать
и фиксировать противоречия в информационных источниках;
использовать различные модельно-схематические средства для представления
существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных
источниках;
находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений
другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении
собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск
возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со
стороны других участников и ресурсные ограничения;
менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
3 Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как
внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для
деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не
личных симпатий;
при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в
разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия;
развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных
(устных и письменных) языковых средств;
распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной
фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных
оценочных суждений.
Предметные результаты
Выпускник научится:
– подбирать и использовать языковые средства в зависимости от типа текста;
– правильно использовать лексические и грамматические средства связи
предложений при построении текста;
– использовать при работе с текстом разные виды чтения (поисковое, просмотровое,
ознакомительное, изучающее, реферативное);
– анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и
второстепенной информации, определять его тему, проблему и основную мысль;
– извлекать необходимую информацию из различных источников и переводить ее в
текстовый формат;
– преобразовывать текст в другие виды передачи информации;
– соблюдать в речевой практике основные орфоэпические, лексические,
грамматические, стилистические, орфографические и пунктуационные нормы
русского литературного языка;
– оценивать собственную и чужую речь с позиции соответствия языковым нормам;
– использовать основные нормативные словари и справочники для оценки устных и
письменных высказываний с точки зрения соответствия языковым нормам;
– использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного
выражения мысли и усиления выразительности речи;
– дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и
неизвестную информацию в тексте;
– проводить самостоятельный поиск текстовой и нетекстовой информации, отбирать
и анализировать полученную информацию;
– владеть умениями информационно перерабатывать прочитанные и прослушанные
тексты и представлять их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов;
– оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов (в том
числе художественной литературы).
Содержание учебного курса
«Текст. Теория и практика»
10 класс
Основные сведения о тексте
Текст как продукт речевой деятельности. Основные признаки текста. Тема и основная
мысль текста. Микротема текста. Абзац. Абзацное членение текста. Смысловая цельность
текста. Логические ошибки. Виды связи предложений в тексте. Смысловые и
грамматические средства связи предложений в тексте
Информативность текста
Текст как источник информации. Типы текстов по способу предъявления информации.
Типы информации в тексте. Главная и второстепенная информация в тексте. Анализ текста
с точки зрения наличия в нем главной и второстепенной информации. Перевод
информации из различных источников в текстовый формат. Информационная переработка
текста. Виды преобразования текста (таблицы, схемы, план, тезисы, конспект, реферат).
Основные закономерности работы с текстом
Проблема текста. Типы проблем. Способы выявления проблемы и ее формулировки.
Формулировка проблем, поставленных автором. Выбор одной проблемы из нескольких.
Типичные ошибки, связанные с пониманием и формулировкой проблемы. Комментарий к
сформулированной проблеме. Способы комментирования. Текстуальный комментарий.
Концептуальный комментарий. Позиция автора и способы её выражения. Автор и
рассказчик. Способы формулировки позиции автора. Языковой анализ текста как способ
определения авторской позиции. Типичные ошибки в определении позиции автора текста.
Функционально-смысловые типы текста
Функционально-смысловые типы текста. Особенности текста рассуждения. Тезис,
аргумент. Правила эффективной аргументации. Риторические средства выразительности в
убеждающем тексте.
Способы аргументирования. Поддерживающая аргументация.
Опровергающая аргументация. Аргументация собственного мнения по проблеме.
Особенности повествовательных текстов. Языковые средства выражения повествования.
Особенности описательных текстов. Языковые средства выражения описания. Тексты
смешанного типа. Лингвистический анализ текста.
№
урока
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
Текст. Теория и практика 10 класс
Тематическое планирование
(34 часов)
Тема урока
Основные сведения о тексте (6 ч.)
Текст как продукт речевой деятельности. Основные признаки текста.
Тема и основная мысль текста.
Микротема текста. Абзац. Абзацное членение текста.
Смысловая цельность текста. Логические ошибки.
Виды связи предложений в тексте.
Смысловые и грамматические средства связи предложений в тексте.
Практическая работа «Средства связи предложений в тексте».
Информативность текста (8 ч.)
Текст как источник информации. Типы текстов по способу
предъявления информации.
Типы информации в тексте. Главная и второстепенная информация в
тексте.
Анализ текста с точки зрения наличия в нем главной и второстепенной
информации.
Информационная переработка текста. План. Тезисы.
Информационная переработка текста. Конспект Реферат.
Информационная переработка текста. Таблица. Схема.
Количе
ство
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
Перевод информации из различных источников в текстовый формат.
Практическая работа «Информационная переработка текста».
Основные закономерности работы с текстом (11 ч.)
Проблема текста. Типы проблем.
Способы выявления проблемы и ее формулировки.
Определение проблем, поставленных автором в тексте. Выбор одной
проблемы из нескольких.
Типичные ошибки, связанные с пониманием и формулировкой
проблемы.
Практическая работа: «Определение темы и проблемы текста».
Комментарий к сформулированной проблеме.
Способы комментирования. Текстуальный комментарий.
Концептуальный комментарий.
Автор и рассказчик. Позиция автора и способы её выражения.
Формулировка авторской позиции. Выражение собственной позиции.
Языковой анализ текста как способ определения авторской позиции.
Типичные ошибки в определении позиции автора текста.
Практическая работа «Лингвистический анализ текста».
Функционально-смысловые типы текста (8 ч.)
Функционально-смысловые типы текста. Особенности текста
рассуждения. Тезис, аргумент.
Способы аргументирования. Поддерживающая аргументация.
Опровергающая аргументация.
Особенности повествовательных текстов.
Языковые средства выражения повествования.
Особенности описательных текстов.
Языковые средства выражения описания.
Тексты смешанного типа. Лингвистический анализ текста.
Практическая работа «Функционально-смысловые типы текстов»
Повторение (1 ч.)
Повторение и обобщение изученного материала.
Итого-34 часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1