1 Пояснительная записка Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Мир гармонии» - художественная. Уровень освоения программы - ознакомительный. Программа адресована для обучающихся в возрасте 10 - 14 лет, рассчитана на 1 год. Количество обучающихся в группе – 15 человек. Общий объем часов в год – 70. Количество часов в неделю – 2. Характеристика учебного процесса, его место и роль в образовательном процессе Песня, современная песня в школе – это эффективная форма работы с обучающимися различного возраста. В процессе реализации программы органически сочетаются воздействие руководителя на обучающихся, индивидуальный подход. Так как занятия проходят небольшими группами, каждый обучающийся пробует свои силы, как в ансамблевом пении, так и в сольном. При индивидуальном, сольном исполнении песни усиливается чувство ответственности и развивается творческий подход к делу. Это раскрепощает обучающихся и усиливает их самооценку. Голос - самый естественный музыкальный инструмент, данный человеку от рождения. Как и любым другим инструментом, им надо учиться пользоваться. Пение – это продленная за счет удлиненного звучания гласных речь. От природы каждому человеку даны способности к пению и уже от самого человека зависит, захочет ли он развивать их. Чтобы повысить свое вокальное мастерство, крайне важно научиться правильно и выразительно говорить. Правильная речь – это основа основ вокальной музыки. Певцами называют таких исполнителей, искусство которых хотя бы элементарно отвечает эстетическим запросам слушателей. Певцы бывают не только профессиональными, ими могут быть и любители. Но и те, и другие должны обладать голосом и слухом. При этом имеется в виду не просто способность говорить и слышать. Пение – искусство музыкальное, поэтому у певцов должен быть музыкальный слух и музыкальный голос. Певческий голос – природный музыкальный инструмент, имеющийся у каждого нормально развитого, здорового человека. Певческий голос отличается от обычного, разговорного приятной окраской звука, которая называется тембром. Тембровая окраска зависит от целого ряда физиологических особенностей голосового аппарата. К ним в первую очередь относится строение голосовых связок, образующих при пении голосовую щель. Связки могут быть длинными и короткими, толстыми или тонкими. Вторым важным фактором являются природные резонаторы – носоглотка, лобные пазухи, гайморовы полости, твердое небо, носовая перегородка. Не меньшую роль играет строение грудной клетки и целого ряда других частей человеческого корпуса и головы. 2 Детские голоса имеют высокое головное звучание по содержанию обертонов они беднее голосов взрослых особенно в младшем школьном возрасте, но обладают особой серебристостью и лёгкостью. Детский организм имеет свойство ослабленности, частым инфекционным заболеваниям. Музыкально – ритмические минутки способствуют улучшению здоровья детей. Традиционные детские песни развивают у детей не только музыкальный слух и память, но и их лёгкие, дыхание, голосовой аппарат. Приемы свободного движения под музыку песни развивают музыкально – творческие способности детей. Элементы движения, включаемые в исполнение песни, способствуют общему укреплению и развитию организма. Занятия по программе пробуждают у обучающихся интерес к вокальному искусству, что дает возможность, основываясь на симпатиях ребенка, развивать его музыкальную культуру. Набор по программе осуществляется на базе обучающихся общеобразовательной школы. Программа рассчитана на 1 год, в ходе ее реализации происходит постепенное усложнение музыкально - творческой деятельности обучающихся. Цель программы Формирование музыкально - певческих навыков и основ сценического поведения обучающихся. Учить детей правильно и красиво петь, чувствовать в этом радость творчества и желание поделиться этой радостью со своими слушателями; воспитывать не только послушных исполнителей, но и ценителей услышанного. Задачи программы Обучающие: - углубить знания детей в области музыки: классической, народной, эстрадной; - обучить детей вокальным навыкам. Развивающие: - развить музыкально-эстетический вкус; - развить музыкальные способности детей; - создать условия для пополнения словарного запаса, а также успешной социализации обучающихся. Воспитательные: - привить навыки общения с музыкой: правильно воспринимать и исполнять ее; - привить навыки сценического поведения; - формировать чувство прекрасного на основе классического и современного музыкального материала. Срок реализации программы Рабочая программа вокального кружка «Мир гармонии» предусмотрена на 1 год. 3 Продолжительность занятий в кружке составляет 2 часа в неделю. Учебный план программы составляет 70 часов в год. Занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительностью 2 часа. Форма проведения занятий Занятия могут проходить со всем коллективом, по группам или индивидуально. Беседа, на которой излагаются теоретические сведения, которые иллюстрируются поэтическими и музыкальными примерами, наглядными пособиями. Практические занятия, на которых дети осваивают музыкальную грамоту, разучивают песни композиторов – классиков, современных композиторов. Занятие – постановка, репетиция, на которой отрабатываются концертные номера, развиваются актерские способности детей. Заключительное занятие, завершающее тему – занятие – концерт. Проводится для самих детей, педагогов, родителей. Планируемые результаты освоения программы: - наличие эмоционально-ценностного отношения к искусству; -реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования; - позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей. - коммуникативное развитие; - устойчивый интерес к музыке и различным видам (или какому-либо одному виду) музыкально-творческой деятельности; - общее понятие о значении музыки в жизни человека, знание основных закономерностей музыкального искусства, общее представление о музыкальной картине мира; - элементарные умения и навыки в различных видах учебно-творческой деятельности; - развитое художественное восприятие, умение оценивать произведения разных видов искусств; - ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.; - продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач; -наблюдение за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной внеурочной деятельности. Методы и приемы обучения В качестве главных методов программы избраны методы: стилевого подхода, творчества, системного подхода, импровизации и сценического движения. 4 1. Стилевой подход: широко применяется в программе, нацелен на постепенное формирование у членов ансамбля осознанного стилевого восприятия вокального произведения. Понимание стиля, методов исполнения, вокальных характеристик произведений. 2. Творческий метод: используется в данной программе как важнейший художественно-педагогический метод, определяющий качественно-результативный показатель ее практического воплощения. Творчество понимается как нечто сугубо своеобразное, уникально присущее каждому ребенку и поэтому всегда новое. Это новое проявляет себя во всех формах художественной деятельности вокалистов, в первую очередь в сольном пении, ансамблевой импровизации, музыкальносценической театрализации. В связи с этим в творчестве и деятельности преподавателя и члена вокального кружка проявляется неповторимость и оригинальность, индивидуальность, инициативность, индивидуальные склонности, особенности мышления и фантазии. 3. Системный подход: направлен на достижение целостности и единства всех составляющих компонентов программы – ее тематика, вокальный материал, виды концертной деятельности. Кроме того, системный подход позволяет координировать соотношение частей целого (в данном случае соотношение содержания каждого года обучения с содержанием всей структуры вокальной программы). Использование системного подхода допускает взаимодействие одной системы с другими. 4. Метод импровизации и сценического движения: это один из основных производных программы. Требования времени – умение держаться и двигаться на сцене, умелое исполнение вокального произведения, раскрепощенность перед зрителями и слушателями. Все это дает нам предпосылки для умелого нахождения на сцене, сценической импровизации, движения под музыку и ритмическое соответствие исполняемому репертуару. Использование данного метода позволяет поднять исполнительское мастерство на новый профессиональный уровень, ведь приходится следить не только за голосом, но и телом. А также и другие методы: Методы формирования сознания обучающихся: Показ Объяснение Инструктаж Разъяснение Методы формирования деятельности и поведения обучающихся: Самостоятельная работа Иллюстрация Методы стимулирования познания и деятельности обучающихся: Поощрение Контроль 5 Самоконтроль Оценка Самооценка Вручение подарка Одобрение Методы поощрения: Благодарность Благодарственное письмо родителям Устное одобрение Коррекционные методы: Проговаривание отдельных музыкальных фраз, напевов. Работа над дикцией, ударением. Образовательная деятельность организована в форме теоретических и практических занятий, включающих групповую работу, работу в парах, монологдиалог, контроль качества знаний. Модель учебного занятия представляет собой последовательность этапов в процессе усвоения знаний обучающимися, построенных на смене видов деятельности: восприятие, осмысление, запоминание, применение. Дидактические материалы включают задания, упражнения. Учебно-тематический план № Наименование (разделов, модулей) темы 1 2 3 «Пение как вид музыкальной деятельности» «Формирование детского голоса» «Слушание музыкальных произведений, разучивание и исполнение песен» «Расширение музыкального кругозора и формирование музыкальной культуры» Итого 4 Количество часов 14 34 18 4 70 Содержание программы: Наименование разделов/ подразделов «Пение как вид музыкальной деятельности» (14 часов) Элементы содержания Пение как вид музыкально-исполнительской деятельности. Общее понятие о солистах, вокальных ансамблях (дуэте, трио, квартете, квинтете, сикстете, октете), хоровом пении. Организация занятий с певцами-солистами и вокальным ансамблем. Правила набора голосов в партии ансамбля. Понятие об ансамблевом пении. Разновидности ансамбля как музыкальной категории (общий, частный, динамический, тембровый, дикционный). 6 Характеристика деятельности обучающихся Обучающийся научится Понимать: правила пения. Определять настроение музыки, соблюдать певческую установку. Владеть первоначальными певческими навыками, Ученик получит Ансамбль в одноголосном и многоголосном возможность научиться изложении. Участвовать в коллективном пении. Диагностика. Предварительное ознакомление с Эмоционально Прослушива- голосовыми и музыкальными данными откликаться на ние детских учеников. Объяснение целей и задач музыкальное голосов вокальной студии. Строение голосового произведение и выражая аппарата, техника безопасности, свое впечатление в включающая в себя профилактику пении, игре или пластике перегрузки и заболевания голосовых связок. Регулятивные: Строение Основные компоненты системы выполнять учебные голосового голосообразования: дыхательный аппарат, действия в качестве аппарата гортань и голосовые связки, слушателя. артикуляционный аппарат. Формирование Познавательные: звуков речи и пения – гласных и согласных. использовать общие Функционирование гортани, работа диафрагмы. Работа артикуляционного приемы решения задач; ориентироваться в инаппарата. Верхние и нижние резонаторы. формационном Регистровое строение голоса. материале. Правила Характеристика детских голосов и Коммуникативные: охраны возрастные особенности состояния адекватно оценивать детского голоса голосового аппарата. Мутация голоса. собственное поведение; Предмутационный, мутационный и воспринимать постмутационный периоды развития голоса у музыкальное девочек и мальчиков. Нарушения правил охраны детского голоса: форсированное произведение и мнение пение; несоблюдение возрастного диапазона других людей о музыке. и завышенный вокальный репертуар; неправильная техника пения (использование приёмов, недоступных по физиологическим возможностям детям определённого возраста), большая продолжительность занятий, ускоренные сроки разучивания новых произведений, пение в неподходящих помещениях. ВокальноПонятие о певческой установке. Правильное певческая положение корпуса, шеи и головы. Пение в установка положении «стоя» и «сидя». Мимика лица при пении. Положение рук и ног в процессе пения. Система в выработке навыка певческой установки и постоянного контроля за ней. Образование голоса в гортани; атака звука Ученик научится Формирова(твёрдая, мягкая, придыхательная); движение использовать ние детского звучащей струи воздуха; образование тембра. упражнения на голоса Интонирование. Типы звуковедения: 1еgаtо и укрепление певческого (34 часа) non 1еgаtо. Понятие кантиленного пения. дыхания Пение staccato. Слуховой контроль за Ученик получит звукообразованием. возможность научиться Раскрыть творческое Певческое Основные типы дыхания: ключичный, воображение фантазии, дыхание брюшной, грудной, смешанный (костоФормировать высокой абдоминальный). Координация дыхания и певческой формат звукообразования. Правила дыхания – вдоха, 7 выдоха, удерживания дыхания. Вдыхательная установка, «зевок». Воспитание чувства «опоры звука» на дыхании. Пение упражнений: на crescendo и diminuendo с паузами; специальные упражнения, формирующие певческое дыхание. Дикция и Понятие о дикции и артикуляции. Положение артикуляция языка и челюстей при пении; раскрытие рта. Соотношение положения гортани и артикуляционных движений голосового аппарата. Развитие навыка резонирования звука. Формирование высокой певческой форманты. Соотношение дикционной чёткости с качеством звучания. Формирование гласных и согласных звуков. Правила орфоэпии. Речевые игры и (по принципу педагогической концепции упражнения Карла Орфа). Развитие чувства ритма, дикции, артикуляцию, динамических оттенков. Знакомство с музыкальными формами. Учить детей при исполнении упражнения сопровождать его выразительностью, мимикой, жестами. Раскрытие в детях творческого воображения фантазии, доставление радости и удовольствия. Вокальные Концентрический метод обучения пению. упражнения Его основные положения. Упражнения на укрепление примарной зоны звучания детского голоса; выравнивание звуков в сторону их «округления»; пение в нюансе mf для избегания форсирования звука. Освоение жанра народной песни, её Слушание особенностей: слоговой распевности, музыкаль-ных своеобразия ладовой окрашенности, ритма и произведеисполнительского стиля в зависимости от ний, жанра песни. Освоение своеобразия разучивание и народного поэтического языка. Освоение исполнение средств исполнительской выразительности в песен соответствии с жанрами изучаемых песен. (18 часов) Пение оригинальных народных песен без сопровождения. Пение обработок народных песен с сопровождением музыкального инструмента. Исполнение народной песни сольно и вокальным ансамблем. Произведениям Освоение классического вокального и русских репертуара для детей. Освоение средств композиторов исполнительской выразительности: классиков динамики, темпа, фразировки, различных типов звуковедения и т.д. Произведения Работа над сложностями интонирования, современных строя и ансамбля в произведениях 8 дыхания – вдоха, выдоха, удерживания дыхания. Регулятивные: преобразовывать познавательную задачу в практическую. Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач. Коммуникативные: договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; работать в паре, группе Ученик научится Освоение жанра народной песни, её особенностей Ученик получит возможность научиться Исполнение народной песни сольно и вокальным ансамблем Освоение классического вокального репертуара. Регулятивные: ставить новые вокальные задачи в сотрудничестве с учителем. Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации. Коммуникативные: отечественных композиторов Сольное пение Расширение музыкального кругозора и формирование музыкаль-ной культуры (4 часа) Посещение театров, концертов, музеев и выставочных залов современных композиторов. Пение соло и в ансамбле. Работа над выразительностью поэтического текста и певческими навыками. Исполнение произведений с сопровождением музыкальных инструментов. Пение в сочетании с пластическими движениями и элементами актерской игры. Овладение элементами стилизации, содержащейся в некоторых произведениях современных композиторов. Устранение неравномерности развития голосового аппарата и голосовой функции, развитие интонационного эмоционального и звуковысотного слуха, способности. Обсуждение своих впечатлений, подготовка альбомов, стендов с фотографиями, афишами. Сбор материалов для архива студии. Формирование вокального слуха учащихся, их способности слышать достоинства и недостатки звучания голоса; анализировать качество пения, как профессиональных исполнителей, так и своей группы (а также индивидуальное собственное исполнение). Обсуждение, анализ и умозаключение в ходе прослушивания аудио- и видеозаписей Обсуждение своих впечатлений, подготовка альбомов, стендов с фотографиями. Итого: 70 часов 9 ставить вопросы, обращаться за помощью, контролировать свои действия в коллективной работе Ученик научится Формировать вокальный слух, способность слышать достоинства и недостатки звучания голоса Ученик получит возможность научиться Анализировать качество пения, как профессиональных исполнителей, так и своей группы (а также индивидуальное собственное исполнение). Обсуждение, анализ и умозаключение в ходе прослушивания аудио- и видеозаписей Регулятивные: формировать и удерживать музыкальную задачу. Познавательные: использовать общие приемы решения исполнительской задачи. Коммуникативные: координировать и принимать различные позиции во взаимодействии Календарно-тематическое планирование № Тема занятия Кол. час 1. Общее понятие о солистах, вокальных ансамблях, о сольном и ансамблевом пении Цели и задачи вокального ансамбля. Строение голосового аппарата, правила набора голосов в партии Техника безопасности при проведении занятий. Профилактика перегрузки и заболеваний голосовых связок Формирование звуков речи и пения - гласных и согласных. Функционирование гортани, работа диафрагмы, артикуляционного аппарата Характеристика голосов детей и подростков. Мутация голоса. Нарушения правил охраны детского голоса Понятие о певческой установке. Мимика лица при пении. Положение рук и ног в процессе пения Система в выработке навыка певческой установки и постоянного контроля за ней. Профилактика нарушений детского голоса Образование голоса в гортани, атака звука, движение звучащей струи воздуха, образование тембра, интонирование Типы звуковедения: 1еgаtо и non 1еgаtо. Понятие кантиленного пения Пение staccato. Слуховой контроль за звукообразованием Основные типы дыхания Координация дыхания и звукообразования. 2 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. Дата 02.09.2021 04.09.2021 07.09.2021 09.09.2021 11.09.2021 14.09.2021 16.09.2021 18.09.2021 21.09.2021 23.09.2021 25.09.2021 28.09.2021 30.09.2021 02.10.2021 05.10.2021 07.10.2021 09.10.2021 12.10.2021 14.10.2021 16.10.2021 19.10.2021 21.10.2021 23.10.2021 2 2 2 2 2 2 2 2 11.11.2021 13.11.2021 26.10.2021 16.11.2021 2 18.11.2021 20.11.2021 23.11.2021 2 25.11.2021 27.11.2021 30.11.2021 10 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. Правила дыхания Вдыхательная установка, «зевок», чувство «опоры звука» на дыхании. Пение упражнений: на crescendo и diminuendo с паузами Упражнения, формирующие певческое дыхание. Дикция и артикуляция. Положение языка и челюстей при пении, раскрытие рта Соотношение положения гортани и артикуляционных движений голосового аппарата. Развитие навыка резонирования звука Соотношение дикционной чёткости с качеством звучания Формирование гласных и согласных звуков. Правила орфоэпии. Аттестация Развитие чувства ритма, дикции, артикуляции, динамических оттенков Музыкальные формы, выразительность, мимика, жесты Основные положения концентрического метода. Упражнения на укрепление примарной зоны звучания детского голоса Выравнивание звуков в сторону их «округления» пение в нюансе mf для избегания форсирования звука Освоение жанра народной песни, ее особенностей слоговой распевности Своеобразия ладовой окрашенности ритма и исполнительского стиля. Освоение своеобразия народного поэтического языка Освоение средств исполнительской выразительности в соответствии с жанрами изучаемых песен 2 02.12.2021 04.12.2021 07.12.2021 2 09.12.2021 11.12.2021 14.12.2021 2 16.12.2021 18.12.2021 21.12.2021 2 23.12.2021 25.12.2021 28.12.2021 2 13.01.2022 15.01.2022 18.01.2022 2 20.01.2022 22.01.2022 25.01.2022 2 27.01.2022 29.01.2022 01.02.2022 2 03.02.2022 05.02.2022 08.02.2022 2 10.02.2022 12.02.2022 15.02.2022 2 17.02.2022 19.02.2022 22.02.2022 11 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. Пение оригинальных народных песен без сопровождения Пение обработок народных песен с сопровождением музыкального инструмента Пение обработок народных песен с сопровождением музыкального инструмента. Исполнение народной песни сольно и вокальным ансамблем Освоение классического вокального репертуара для детей Освоение средств исполнительской выразительности средств исполнительской выразительности Старушка и пират. Музыка М. Славкина. Слова В. Орлова Лошадка пони. Музыка М. Славкина. Шотландская народная поэзия Уходит лето. Музыка М. Славкина. Слова Н. Егорова Звездная река. Музыка и слова В. Семенова Акварель. Музыка и слова В. Семенова Пожелание. Стихи и музыка Б. Окуджавы Времена года. Музыка А. Агапова. Слова Х. Андрас Старушка и пират. Музыка М. Славкина. Слова В. Орлова Жаворонок. Музыка И. Глинки. Слова Л. Рельштаба Венецианская ночь. Музыка М. Глинки. Слова И. Козлова Стеклышко. Музыка М. Славкина. Слова В. Лунина Лошадка пони. Музыка М. Славкина. Шотландская народная поэзия Уходит лето. Музыка М. Славкина. Слова Н. Егорова Звездная река. Музыка и слова В. Семенова Акварель. Музыка и слова В. Семенова 2 24.02.2022 26.02.2022 29.02.2022 2 02.03.2022 04.03.2022 07.03.2022 2 09.03.2022 11.03.2022 14.03.2022 2 16.03.2022 18.03.2022 21.03.2022 2 23.03.2022 25.03.2022 28.03.2022 2 30.03.2022 01.04.2022 04.04.2022 2 06.04.2022 08.04.2022 11.04.2022 2 13.04.2022 15.04.2022 18.04.2022 2 20.04.2022 22.04.2022 25.04.2022 12 31. 32. 33. 34. 35. Пожелание. Стихи и музыка Б. Окуджавы Времена года. Музыка А. Агапова. Слова Х. Андрас Жаворонок. Музыка И. Глинки. Слова Л. Рельштаба Венецианская ночь. Музыка М. Глинки. Слова И. Козлова Стеклышко. Музыка М. Славкина. Слова В. Лунина Желание. Музыка Ф. Шопена. Слова Витвицкого Хор и дуэт из оперы "Волшебная флейта" В.А. Моцарта Дочкина песня. Музыка М. Славкина. Слова Ю. Марцинкювичус Не искушай меня без нужды... Музыка М. Глинки. Слова Е. Баратынского Когда я стану миллионером. Музыка и слова В. Семенова Репетиция концерта. Аттестация Концерт для педагогов и родителей ИТОГО: 2 27.04.2022 29.04.2022 02.05.2022 2 04.05.2022 06.05.2022 09.05.2022 2 11.05.2022 13.05.2022 16.05.2022 2 18.05.2022 20.05.2022 23.05.2022 2 25.05.2022 27.05.2022 30.05.2022 70 К концу всего курса освоения программы обучающиеся должны овладеть: - основами техники нижнереберно-диафрагмального дыхания - основной громкостной динамикой - оравильной дикцией, артикуляцией - основами музыкальной грамоты - основами культуры поведения на сцене уметь: - исполнять песни в унисон (вокальной группой) и индивидуально - анализировать исполнение вокального произведения. - развивать чувство прекрасного, музыкальный вкус, сопереживание выбранному образу - активно участвовать в творческой жизни коллектива (концерты, фестивали, конкурсы и т.д.) 13 Содержание компетенций обучающихся: - наличие интереса к вокальному искусству; стремление к вокальнотворческому самовыражению (пение соло, ансамблем, участие в импровизациях); - владение некоторыми основами нотной грамоты, использование голосового аппарата; - проявление навыков вокально-хоровой деятельности (вовремя начинать и заканчивать пение, правильно вступать, умение петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные, вокальные ударения, четко и ясно произносить слова – артикулировать при исполнении); - уметь двигаться под музыку, не бояться сцены, культура поведения на сцене; - верно петь выученные песни, знать их названия и авторов; - быть внимательными при пении к указаниям педагога; понимать дирижерские жесты; - петь напевно, легко, светло, без форсирования звука; - соблюдать при пении певческую установку: сидеть или стоять прямо, ненапряженно, слегка отводить плечи назад, опустив руки или положив их на колени (при пении сидя); - исполнять песни и вокально-хоровые упражнения в диапазоне ре(до) первой октавы – до второй октавы. Формы и методы контроля, критерии оценок. оценочные материалы Основными критериями определения оценки учащихся являются: - уровень сформированности вокально-исполнительных навыков; - степень выразительности исполнения; - проявление творческой активности; - учебная дисциплина юного вокалиста-исполнителя; Критерием оценки считать качество звука, свободу при пении, не количество, а качество выученного материала, умение практически использовать полученные умения и навыки, например – выступление вокального коллектива с концертами. Методы контроля и управления образовательным процессом - это наблюдение педагога в ходе занятий, анализ подготовки и участия воспитанников вокальной студии в школьных мероприятиях, оценка зрителей, членов жюри, анализ результатов выступлений на различных мероприятиях, конкурсах. Принципиальной установкой программы (занятий) является отсутствие назидательности и прямолинейности в преподнесении вокального материала. В конце всего курса обучения запланировано открытое занятие для родителей, участие в фестивалях, конкурсах и концертах различного уровня. Открытые мероприятия подтверждаются отзывами родителей и дипломами, грамотами конкурсных мероприятий. Текущий контроль осуществляется 14 систематически в процессе проведенных занятий, игр, методами наблюдения, бесед, сопоставлений успехов в песенной, игровой деятельности. Входной мониторинг проводится вначале учебного года, первая аттестация - в конце 1-го полугодия, вторая аттестация - в конце всего периода обучения. Вводный контроль осуществляется в начале учебного года. Цель вводного контроля: прослушивание, определение голосового диапазона, оценивание умений, знаний. Также систематически проводится тематический контроль, целью которого является проверка полученных на каждом уроке знаний. Цель первой и второй аттестации: прослушивание, определение голосового диапазона, оценивание умений, знаний, проверка уровня вокально-хоровой подготовки учащегося, определение в группу (солисты или хор). Формы предъявления результатов: -отзывы учащихся и родителей - дипломы, грамоты и благодарственные письма по итогам участия в конкурсах и фестивалях -отчетный концерт. Методические материалы На занятиях в зависимости от содержания используются следующие методы обучения: словесный (рассказ, объяснение, беседа); объяснительно-иллюстративный (слушание, сравнение, запоминание); практический (упражнения, дидактические игры, исполнение песенно - игрового материала); наглядный (показ иллюстраций, видеофильмов); репродуктивный (повторение за педагогом, стремление к эталону); творческий (создание нового музыкального образа); эвристический (участие в конкурсах и фестивалях). Определение результативности обучения В учебном процессе используются групповые формы контроля освоения курса программы. Виды, формы и методы контроля, а также цель и время их проведения указаны в таблице. Виды Содержание Формы контроля Методы контроля контроля, сроки Текущий (в Выявление ошибок и Индивидуальный Выполнение течение всего успехов в освоении практических и учебного года) материала. Групповой творческих заданий Опрос по пройденному 15 материалу Наблюдение Первая аттестация (конец 1-го полугодия) - Вторая аттестация (конец всего курса обучения) Отслеживание динамики, прогнозирование результативности дальнейшего обучения Определение Индивидуальный Групповой уровня Индивидуальный сформированности знаний, умений и Групповой навыков по окончании всего курса обучения по программе. Опрос по пройденному теоретическому материалу Выполнение практических творческих заданий и Открытое занятие Наблюдение Опрос по пройденному теоретическому материалу Выполнение практических творческих заданий и Итоговый контроль обучающихся осуществляется при проведении текущей, итоговой аттестации через механизмы групповой и индивидуальной работы, которая проходит в виде опроса в форме теста по отдельным темам пройденного материала, выполнение практических и творческих заданий. Материально-техническое обеспечение - Музыкальный центр (аудиомагнитофон). Экранно-звуковые пособия Видеофильмы выступлений выдающихся отечественных зарубежных певцов известных хоровых детских коллективов. и Аудиоматериалы 1. «Детский праздник» - фонограммы песен для прослушивания, разучивания и исполнения «Здравствуй, осень золотая». 2. «Детский праздник» - фонограммы песен для прослушивания, разучивания и исполнения «Мамочка моя». 3. «Детский праздник» - фонограммы песен для прослушивания, разучивания и исполнения «Новый год». 4. «Игрушечные песенки» - Лидия Раздобарина. 1. 2. Электронные ресурсы http://www.mp3sort.com/ http://s-f-k.forum2x2.ru/index.htm 16 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. http://forums.minus-fanera.com/index.php http://alekseev.numi.ru/ http://talismanst.narod.ru/ http://www.rodniki-studio.ru/ http://www.a-pesni.golosa.info/baby/Baby.htm http://www.lastbell.ru/pesni.html http://www.fonogramm.net/songs/14818 http://www.vstudio.ru/muzik.htm http://bertrometr.mylivepage.ru/blog/index/ http://sozvezdieoriona.ucoz.ru/?lzh1ed http://www.notomania.ru/view.php?id=207 http://notes.tarakanov.net/ Помещение для проведения занятий Актовый зал МАОУ СОСШ № 92 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Список литературы для педагога: 1. Гонтаренко Н.Б. Сольное пение: секреты вокального мастерства /Н.Б.Гонтаренко. – Изд. 2-е – Ростов н/Д: Феникс, 2007 г. – 53 с. 2. Емельянов Е.В. Развитие голоса. Координация и тренинг, 5- изд., стер. – СПб: Издательство «Лань»; Издательство «Планета музыки», 2007 г. – 87 с. 3. Исаева И.О. Эстрадное пение. Экспресс-курс развития вокальных способностей /И.О. Исаева – М.: АСТ; Астрель, 2007 г. – 231 с. 4. Полякова О.И. Детский эстрадный коллектив: Методические рекомендации. – М.: Московский Городской Дворец детского (юношеского) творчества, Дом научно-технического творчества молодежи, 2014 г. – 93 с. Список литературы для обучающихся: 1. Полякова О.И. Мир детского вокала // Народно-певческая культура: региональные традиции, проблемы изучения, пути развития. – Тамбов: ТГУ им. Г.Р. Державина, 2012 г. – 154 с. 2. Риггз С. Пойте как звезды. / Сост и ред. Дж. Д.Карателло . – СПб.: Питер 2017 г. – 74 с. 17 АННОТАЦИЯ Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мир гармонии» художественной направленности разработана для обучающихся от 10 до 14 лет и рассчитана на 1 год обучения. По ходу реализации программы происходит постепенное усложнение музыкально творческой деятельности обучающихся. Цель программы – формирование музыкально - певческих навыков и основ сценического поведения обучающихся. Учить детей правильно и красиво петь, чувствовать в этом радость творчества и желание поделиться этой радостью со своими слушателями; воспитывать не только послушных исполнителей, но и ценителей услышанного. Занятия в ансамбле пробуждают у ребят интерес к вокальному искусству, что дает возможность, основываясь на симпатиях ребенка, развивать его музыкальную культуру и школьную эстраду. Набор обучающихся по программе «Мир гармонии» осуществляется на базе общеобразовательной школы. Программа позволяет учесть физиологические и вокальные особенности детского голоса. Сведения о разработчике программы: Пономарева Екатерина Сергеевна – педагог дополнительного образования МАОУ СОШ № 92 г. Екатеринбурга, учитель биологии и экологии. Образование – высшее, Уральский государственный педагогический университет, направление подготовки – педагогическое образование, 2018 г. телефон (343) 252-68-58 18