РП Родной язык 1-4 классы

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 92
г. ЕКАТЕРИНБУРГА

Приложение
к основной образовательной
программе НОО
Приказ от 01.09.2021 № 125 -О

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Родной язык (русский)»

Уровень образования:

начальное общее образование

Стандарт:

ФГОС

Нормативный срок обучения:

4 года

Класс:

1-4 класс

Екатеринбург 2021

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Образовательные стандарты
Предмет/
элективный курс
Учителя

ФГОС НОО
Родной язык (русский)

Рустамова С.У., Станичева А.В., Шибанова С.Л.,
Ярополова О.Н., Давлетшина М.В., Гапонова Е.А.,
Кулакова Е.Н., Зайцева Л.А., Мальцева Э.Э., Кошевая
И.Ю., Ягупьева Е.В., Тимухина О.В., Томских Ю.А.,
Мехонцева Л.И.
Количество часов по учебному плану МАОУ СОШ № 92 в 1-4 классах
Классы
1
2
3
4
Недельных
0,5
0,5
0,5
0,5
Всего 4
Годовых
16,5
17
17
17
За курс 67,5
Рабочая
программа ФГОС НОО
Основная образовательная программа начального общего
составлена на основе:
образования МАОУ СОШ № 92
СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
Нормативные документы
1. Закон Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-I «О языках народов
Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 2 июля 2013 г.
№ 185-ФЗ).
2. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».
3. Федеральный закон от 3 августа 2018 г. № 317-ФЗ «О внесении изменений в статьи 11
и 14 Федерального закона „Об образовании в Российской Федерации“».
4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009
г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования» (в редакции приказа
Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1576).
5. Примерная программа по учебному предмету «Русский родной язык» для
образовательных организаций, реализующих программы начального общего
образования.
Режим доступа:
http://fgosreestr.ru/registry/primernayaprogramma-po-uchebnomu-predmetu-russkij-rodnojyazykdlya-obrazovatelnyh-organizatsij-realizuyushhih-programmynachalnogo-obshhegoobrazovaniya.
Обучение ведется по учебно-методическому комплексу
1. Русский родной язык. 1 класс: учебное пособие для общеобразовательных
организаций / [О.М. Александрова и др.]. – М.: Просвещение, 2019
2. Русский родной язык. 2 класс: учебное пособие для общеобразовательных
организаций / [О.М. Александрова и др.]. – М.: Просвещение, 2019
3. Русский родной язык. 3 класс: учебное пособие для общеобразовательных
организаций / [О.М. Александрова и др.]. – М.: Просвещение, 2019
4. Русский родной язык. 1 класс: учебное пособие для общеобразовательных
организаций / [О.М. Александрова и др.]. – М.: Просвещение, 2019
5. Русский родной язык. Примерные рабочие программы. 1—4 классы: учебное пособие
для общеобразовательных организаций / [О. М. Александрова и др.]. —2e изд. — М.: Просвещение, 2021.

Электронные носители, сайты в Интернете:
1. https://catalog.prosv.ru/attachment/c3d936d8c6e5f40f65ac7892ff46e4ef844a300d.pdf
2. https://11klasov.com/13973-russkij-rodnoj-jazyk-1-klass-uchebnoe-posobie-aleksandrovaverbickaja-bogdanov.html
3. https://11klasov.com/13974-russkij-rodnoj-jazyk-2-klass-uchebnoe-posobie-aleksandrovaverbickaja-bogdanov.html
4. https://11klasov.com/13975-russkij-rodnoj-jazyk-3-klass-uchebnik-aleksandrova-kazakovaverbickaja.html
5. https://11klasov.com/13976-russkij-rodnoj-jazyk-4-klass-uchebnik-aleksandrova-kazakovaverbickaja.html
6. Азбучные истины. URL: http://gramota.ru/class/istiny
7. Академический орфографический словарь. URL: http://gramota.ru/slovari/info/lop
8. Древнерусские берестяные грамоты. URL:http://gramoty.ru
9. Какие бывают словари. URL:http://gramota.ru/slovari/types
10. Кругосвет—универсальная энциклопедия. URL: http://www.krugosvet.ru
11. Культура письменной речи. URL: http://gramma.ru
12. Мир русского слова. URL: http://gramota.ru/biblio/magazines/mrs
13. Обучающий корпус русского языка. URL: www.ruscorpora.ru/search-school.html
14. Издательский дом «Первое сентября». Журнал «Русский язык».
15. URL: http://rus.1september.ru
16. Портал «Словари.ру». URL: http://slovari.ru
17. Православная библиотека: справочники, энциклопедии, словари.
18. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki
19. Русская виртуальная библиотека. URL: http://www.rvb.ru
20. Русская речь. URL: http://gramota.ru/biblio/magazines/rr/
21. Русский филологический портал. URL: http://www.philology.ru
22. Русский язык в школе. URL: http://gramota.ru/biblio/magazines/riash
23. Словари и энциклопедии GUFO.ME. URL: https://gufo.me
24. Словари и энциклопедии на Академике. URL:https://dic.academic.ru
25. Стихия: классическая русская/советская поэзия. URL: http://litera.ru/stixiya
26. Учительская газета. URL: http://www.ug.ru
27. Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор»:
28. словари, энциклопедии. URL:http://feb-web.ru/feb/feb/dict.htm

РОДНОЙ ЯЗЫК (РУССКИЙ)
1. Планируемые результаты
Личностные результаты
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за
свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и
национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского
общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его
органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре
других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной
деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том
числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах,
социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных
ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной
деятельности, поиска средств ее осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия
в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее
эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и
способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для
создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических
задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и
коммуникационных технологий (далее-ИКТ) для решения коммуникативных и
познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом
учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа,
организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и
познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить
текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые
величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с

аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной
избирательности, этики и этикета;
9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в
соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии
с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать
возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать
свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о
распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный
контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и
поведение окружающих;
13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов
сторон и сотрудничества;
14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов,
процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и
др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими
существенные связи и отношения между объектами и процессами;
16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего
образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного
учебного предмета; формирование начального уровня культуры пользования словарями в
системе универсальных учебных действий.
Предметные результаты
1) воспитание ценностного отношения к родному языку как хранителю культуры,
включение в культурно-языковое поле своего народа, формирование первоначальных
представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о
языке как основе национального самосознания;
2) обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся
культуры владения родным языком в соответствии с нормами устной и письменной речи,
правилами речевого этикета;
3) формирование первоначальных научных знаний о родном языке, как системе и как
развивающем явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его
функционирования, освоение основных единиц и грамматических категорий родного языка,
формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной родной речи как
показателям культуры и гражданской позиции человека;
4) овладение первоначальными умениями ориентироваться в целях, задачах, средствах и
условиях общения, формирование базовых навыков выбора адекватных языковых средств
для успешного решения коммуникативных задач;
5) овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать
знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
В результате изучения курса родного языка (русского) обучающиеся при получении
начального общего образования научатся осознавать язык как основное средство
человеческого общения и явление национальной культуры, у них начнет формироваться
позитивное эмоционально­ценностное отношение к родному языку (русскому), стремление
к их грамотному использованию, родной язык (русский) станет для учеников основой всего
процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и
творческих способностей.

В процессе изучения обучающиеся получат возможность реализовать в устном и
письменном общении (в том числе с использованием средств ИКТ) потребность в
творческом самовыражении, научатся использовать язык с целью поиска необходимой
информации в различных источниках для выполнения учебных заданий.
У выпускников, освоивших основную образовательную программу начального общего
образования, будет сформировано отношение к правильной устной и письменной речи как
показателям общей культуры человека. Они получат начальные представления о нормах
родного (русского) литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и
правилах речевого этикета, научатся ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях
общения, что станет основой выбора адекватных языковых средств для успешного решения
коммуникативной задачи при составлении несложных устных
монологических
высказываний и письменных текстов. У них будут сформированы коммуникативные
учебные действия, необходимые для успешного участия в диалоге: ориентация на позицию
партнера, учет различных мнений и координация различных позиций в сотрудничестве,
стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции, умение задавать
вопросы.
Выпускник на уровне начального общего образования:
- научится осознавать безошибочное письмо как одно из проявлений собственного уровня
культуры;
- сможет применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в
объеме изученного) при записи собственных и предложенных текстов, овладеет умением
проверять написанное;
- получит первоначальные представления о системе и структуре родного язык (русского):
познакомится с разделами изучения языка – фонетикой и графикой, лексикой,
словообразованием (морфемикой), морфологией и синтаксисом; в объеме содержания курса
научится находить, характеризовать, сравнивать, классифицировать такие языковые
единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение,
что послужит основой для дальнейшего формирования общеучебных, логических и
познавательных (символико-моделирующих) универсальных учебных действий с языковыми
единицами.
В результате изучения курса у выпускников, освоивших основную образовательную
программу начального общего образования, будет сформирован учебно-познавательный
интерес к новому учебному материалу и способам решения новой языковой задачи, что
заложит основы успешной учебной деятельности при продолжении изучения курса родного
языка (русского) на следующем уровне образования.
Изучение предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке»
должно обеспечивать:
воспитание ценностного отношения к родному языку как отражению культуры,
включение учащихся в культурно-языковое пространство русского народа, осмысление
красоты и величия русского языка;
приобщение к литературному наследию русского народа;
обогащение активного и пассивного словарного запаса, развитие у обучающихся
культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в
соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;
расширение знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении,
формирование аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных
функционально-смысловых типов и жанров.
Результаты изучения учебного предмета «Русский родной язык» на уровне начального
общего образования должны быть ориентированы на применение знаний, умений и навыков
в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях и отражать:
1.
Понимание взаимосвязи языка, культуры и истории народа:
осознание роли русского родного языка в постижении культуры своего народа;

осознание языка как развивающегося явления, связанного с историей народа;
осознание национального своеобразия, богатства, выразительности русского языка;
распознавание слов с национально-культурным компонентом значения (лексика,
связанная с особенностями мировосприятия и отношениями между людьми; слова,
обозначающие предметы и явления традиционного русского быта; фольклорная лексика);
понимание традиционных русских сказочных образов, понимание значения эпитетов
и сравнений и особенностей их употребления в произведениях устного народного
творчества и произведениях детской художественной литературы; правильное уместное
употребление эпитетов и сравнений в речи;
понимание значения фразеологических оборотов, отражающих русскую культуру,
менталитет русского народа, элементы русского традиционного быта; уместное
употребление их в современных ситуациях речевого общения (в рамках изученного);
понимание значений русских пословиц и поговорок, крылатых выражений;
правильное их употребление в современных ситуациях речевого общения (в рамках
изученного);
понимание значений устаревших слов с национально-культурным компонентом (в
рамках изученного).
2.Овладение
основными
нормами
русского
литературного
языка
(орфоэпическими, лексическими, грамматическими, стилистическими), приобретение
опыта использования языковых норм в речевой практике:
осознание важности соблюдения норм современного русского литературного языка
для культурного человека;
соотнесение собственной и чужой речи с нормами современного русского
литературного языка (в рамках изученного);
соблюдение на письме и в устной речи норм современного русского литературного
языка (в рамках изученного);
обогащение активного и пассивного словарного запаса, расширение объёма
используемых в речи языковых средств для свободного выражения мыслей и чувств на
родном языке адекватно ситуации и стилю общения;
соблюдение основных орфоэпических и акцентологических норм современного
русского литературного языка:
произношение слов с правильным ударением (расширенный перечень слов);
осознание смыслоразличительной роли ударения на примере омографов;
соблюдение основных лексических норм современного русского литературного
языка:
выбор из нескольких возможных слов того слова, которое наиболее точно
соответствует обозначаемому предмету или явлению реальной действительности;
проведение синонимических замен с учётом особенностей текста;
выявление и исправление речевых ошибок в устной речи;
редактирование письменного текста с целью исправления речевых ошибок или с
целью более точной передачи смысла;
соблюдение
основных
грамматических
норм
современного
русского
литературного языка:
употребление
отдельных
грамматических
форм
имен
существительных:
словоизменение отдельных форм множественного числа имен существительных;
употребление отдельных глаголов в форме 1 лица единственного числа настоящего и
будущего времени, замена синонимическими конструкциями отдельных глаголов, у которых
нет формы 1 лица единственного числа настоящего и будущего времени;
выявление и исправление в устной речи типичных грамматических ошибок,
связанных с нарушением согласования имени существительного и имени прилагательного в
числе, роде, падеже; нарушением координации подлежащего и сказуемого в числе‚ роде
(если сказуемое выражено глаголом в форме прошедшего времени);

редактирование письменного текста с целью исправления грамматических ошибок;
соблюдение основных орфографических и пунктуационных норм современного
русского литературного языка (в рамках изученного в основном курсе):
соблюдение изученных орфографических норм при записи собственного текста;
соблюдение изученных пунктуационных норм при записи собственного текста;
совершенствование умений пользоваться словарями:
использование учебных толковых словарей для определения лексического значения
слова, для уточнения нормы формообразования;
использование учебных фразеологических словарей, учебных словарей синонимов и
антонимов для уточнения значения слова и в процессе редактирования текста;
использование учебного орфоэпического словаря для определения нормативного
произношения слова, вариантов произношения;
использование учебных словарей для уточнения состава слова; использование
учебных этимологических словарей для уточнения происхождения слова;
использование орфографических словарей для определения нормативного написания
слов;
3.Совершенствование различных видов устной и письменной речевой
деятельности (говорения и слушания, чтения и письма), соблюдение норм речевого
этикета:
владение различными приемами слушания научно-познавательных и художественных
текстов об истории языка и культуре русского народа;
владение различными видами чтения (изучающим и поисковым) научнопознавательных и художественных текстов об истории языка и культуре русского народа;
чтение и смысловой анализ фольклорных и художественных текстов или их
фрагментов (народных и литературных сказок, рассказов, загадок, пословиц, притч и т.п.),
определение языковых особенностей текстов;
умение анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: отделять
главные факты от второстепенных; выделять наиболее существенные факты; устанавливать
логическую связь между фактами;
умение соотносить части прочитанного или прослушанного текста: устанавливать
причинно-следственные отношения этих частей, логические связи между абзацами текста;
составлять план текста, не разделённого на абзацы; приводить объяснения заголовка текста;
владеть приёмами работы с примечаниями к тексту;
умения информационной переработки прослушанного или прочитанного текста:
пересказ с изменением лица;
уместное использование коммуникативных приемов устного общения: убеждение,
уговаривание, похвала, просьба, извинение, поздравление;
уместное использование коммуникативных приемов диалога (начало и завершение
диалога и др.), владение правилами корректного речевого поведения в ходе диалога;
умение строить устные сообщения различных видов: развернутый ответ, ответдобавление, комментирование ответа или работы одноклассника, мини-доклад;
создание текстов-рассуждений с использованием различных способов аргументации;
создание текстов-повествований (например, заметки о посещении музеев, о
путешествии по городам; об участии в народных праздниках; об участии в мастер-классах,
связанных с народными промыслами);
создание текста как результата собственного мини-исследования; оформление
сообщения в письменной форме и представление его в устной форме;
оценивание устных и письменных речевых высказываний с точки зрения точного,
уместного и выразительного словоупотребления;
редактирование собственных текстов с целью совершенствования их содержания и
формы; сопоставление чернового и отредактированного текстов.
соблюдение основных норм русского речевого этикета:

соблюдение принципов этикетного общения, лежащих в основе русского речевого
этикета;
различение этикетных форм обращения в официальной и неофициальной речевой
ситуации.
2. Содержание учебного предмета «Родной язык (русский)»

Русский язык является государственным языком Российской Федерации, средством
межнационального общения и объединения народов России. Изучение русского языка и
владение им – могучее средство приобщения к духовному богатству русской культуры и
литературы, основной путь приобщения к культурно-историческому опыту человечества.
Одновременно с этим русский язык является родным языком русского народа, основой его
духовной культуры. Родной язык связывает поколения, обеспечивает преемственность и
постоянное обновление национальной культуры.
Родной язык, выполняя свои базовые функции общения и выражения мысли,
обеспечивает межличностное и социальное взаимодействие людей, участвует в
формировании самосознания и мировоззрения личности, является важнейшим средством
хранения и передачи информации, культурных традиций и истории. Высокий уровень
владения родным языком определяет способность аналитически мыслить, успешность в
овладении способами интеллектуальной деятельности, умениями убедительно выражать
свои мысли и точно понимать мысли других людей, извлекать и анализировать информацию
из различных текстов. Как средство познания действительности русский родной язык
обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его
абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной
деятельности, самообразования и самореализации личности. Обучение русскому родному
языку совершенствует нравственную и коммуникативную культуру ученика.
Содержание курса «Родной русский язык» направлено на удовлетворение
потребности обучающихся в изучении родного языка как инструмента познания
национальной культуры и самореализации в ней. Учебный предмет «Родной русский язык»
не ущемляет права тех обучающихся, которые изучают иные (не русский) родные языки,
поэтому учебное время, отведённое на изучение данной дисциплины, не может
рассматриваться как время для углублённого изучения основного курса «Русский язык».
В содержании курса «Родной русский язык» предусматривается расширение
сведений, имеющих отношение не к внутреннему системному устройству языка, а к
вопросам реализации языковой системы в речи‚ внешней стороне существования языка: к
многообразным связям русского языка с цивилизацией и культурой, государством и
обществом. Программа учебного предмета отражает социокультурный контекст
существования русского языка, в частности, те языковые аспекты, которые обнаруживают
прямую, непосредственную культурно-историческую обусловленность.
Важнейшими задачами курса являются приобщение обучающихся к фактам русской
языковой истории в связи с историей русского народа, формирование первоначальных
представлений младших школьников о сходстве и различиях русского и других языков в
контексте богатства и своеобразия языков, национальных традиций и культур народов
России и мира; расширение представлений о русской языковой картине мира, о
национальном языке как базе общезначимых нравственно-интеллектуальных ценностей,
поведенческих стереотипов и т.п., что способствует воспитанию патриотического чувства,
гражданственности, национального самосознания и уважения к языкам и культурам других
народов нашей страны и мира.
Содержание курса направлено на формирование представлений о языке как живом,
развивающемся явлении, о диалектическом противоречии подвижности и стабильности как
одной из основных характеристик литературного языка.

Программой предусматривается расширение межпредметного взаимодействия в
обучении русскому родному языку не только в филологических образовательных областях,
но и во всём комплексе изучаемых дисциплин естественнонаучного и гуманитарного циклов.
Основные содержательные линии программы учебного предмета
«Родной язык (русский)»
Как курс, имеющий частный характер, школьный курс русского родного языка
опирается на содержание основного курса, представленного в образовательной области
«Русский язык и литературное чтение», сопровождает и поддерживает его. Основные
содержательные линии настоящей программы соотносятся с основными содержательными
линиями основного курса русского языка в начальной школе, но не дублируют их и имеют
преимущественно практико-ориентированный характер.
Целевыми установками данного курса являются:
 совершенствование у младших школьников как носителей языка способности
ориентироваться в пространстве языка и речи, развитие языковой интуиции;
 изучение исторических фактов развития языка;
 расширение представлений о различных методах познания языка (учебное
лингвистическое мини-исследование, проект, наблюдение, анализ и т.п.);
 включение учащихся в практическую речевую деятельность.
В соответствии с этим в программе выделяются следующие блоки:
Первый блок – «Русский язык: прошлое и настоящее» – включает содержание,
обеспечивающее расширение знаний об истории русского языка, о происхождении слов, об
изменениях значений общеупотребительных слов. Данный блок содержит сведения о
взаимосвязи языка и истории, языка и культуры народа, сведения о национально-культурной
специфике русского языка, об общем и специфическом в языках и культурах русского и
других народов России и мира.
Второй блок – «Язык в действии» – включает содержание, обеспечивающее
наблюдение за употреблением языковых единиц, развитие базовых умений и навыков
использования языковых единиц в учебных и практических ситуациях; формирование
первоначальных представлений о нормах современного русского литературного языка,
развитие потребности обращаться к нормативным словарям современного русского
литературного языка и совершенствование умений пользоваться словарями. Данный блок
ориентирован на практическое овладение культурой речи: практическое освоение норм
современного русского литературного языка (в рамках изученного); развитие ответственного
и осознанного отношения к использованию русского языка во всех сферах жизни.
Третий блок – «Секреты речи и текста» – связан с совершенствованием четырёх
видов речевой деятельности в их взаимосвязи, развитием коммуникативных навыков
младших школьников (умениями определять цели общения, адекватно участвовать в речевом
общении); расширением практики применения правил речевого этикета. Одним из ведущих
содержательных центров данного блока является работа с текстами: развитие умений
понимать, анализировать предлагаемые тексты и создавать собственные тексты разных
функционально-смысловых типов, жанров, стилистической принадлежности.
Первый год обучения (16,5 ч)
Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (7 часов)
Сведения об истории русской письменности: как появились буквы современного
русского алфавита.
Особенности оформления книг в Древней Руси: оформление красной строки и
заставок. Практическая работа: «Оформление буквиц и заставок».
Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта: 1) Дом в старину: что
как называлось (изба, терем, хоромы, горница, светлица, светец, лучина и т.д.). 2) Как
называлось то, во что одевались в старину: (кафтан, кушак, рубаха, сарафан, лапти и т.д.)

Имена в малых жанрах фольклора (в пословицах, поговорках, загадках, прибаутках).
Проектное задание: «Словарь в картинках».
Раздел 2. Язык в действии (4 часа)
Как нельзя произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок
в произношении слов).
Смыслоразличительная роль ударения.
Звукопись в стихотворном художественном тексте.
Наблюдение за сочетаемостью слов (пропедевтическая работа по предупреждению
ошибок в сочетаемости слов).
Раздел 3. Секреты речи и текста (5,5 часов)
Секреты диалога: учимся разговаривать друг с другом и со взрослыми. Диалоговая
форма устной речи. Стандартные обороты речи для участия в диалоге (Как вежливо
попросить? Как похвалить товарища? Как правильно поблагодарить?). Цели и виды вопросов
(вопрос-уточнение, вопрос как запрос на новое содержание).
Второй год обучения (17 ч)
Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (7 часов)
Слова, называющие игры, забавы, игрушки (например, городки, салочки, салазки,
санки, волчок, свистулька).
Слова, называющие предметы традиционного русского быта: 1) слова, называющие
домашнюю утварь и орудия труда (например, ухват, ушат, ступа, плошка, крынка, ковш,
решето, веретено, серп, коса, плуг); 2) слова, называющие то, что ели в старину (например,
тюря, полба, каша, щи, похлёбка, бублик, ватрушка калач, коврижки): какие из них
сохранились до нашего времени; 3) слова, называющие то, во что раньше одевались дети
(например, шубейка, тулуп, шапка, валенки, сарафан, рубаха, лапти).
Пословицы, поговорки, фразеологизмы, возникновение которых связано с предметами
и явлениями традиционного русского быта: игры, утварь, орудия труда, еда, одежда
(например, каши не сваришь, ни за какие коврижки). Сравнение русских пословиц и
поговорок с пословицами и поговорками других народов. Сравнение фразеологизмов,
имеющих в разных языках общий смысл, но различную образную форму (например, ехать в
Тулу со своим самоваром (рус.); ехать в лес с дровами (тат.).
Проектное задание: «Почему это так называется?».
Раздел 2. Язык в действии (5 часов)
Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению
ошибок в произношении слов в речи).
Смыслоразличительная роль ударения. Наблюдение за изменением места ударения в
поэтическом тексте. Работа со словарем ударений.
Практическая работа: «Слушаем и учимся читать фрагменты стихов и сказок, в
которых есть слова с необычным произношением и ударением».
Разные способы толкования значения слов. Наблюдение за сочетаемостью слов.
Совершенствование орфографических навыков.
Раздел 3. Секреты речи и текста (5 часов)
Приемы общения: убеждение, уговаривание, просьба, похвала и др., сохранение
инициативы в диалоге, уклонение от инициативы, завершение диалога и др. (например, как
правильно выразить несогласие; как убедить товарища).
Особенности русского речевого этикета. Устойчивые этикетные выражения в учебнонаучной коммуникации: формы обращения; использование обращения ты ивы.
Устный ответ как жанр монологической устной учебно-научной речи. Различные
виды ответов: развернутый ответ, ответ-добавление (на практическом уровне).
Связь предложений в тексте. Практическое овладение средствами связи: лексический
повтор, местоименный повтор.

Создание текстов-повествований: заметки о посещении музеев; повествование об
участии в народных праздниках.
Создание текста: развёрнутое толкование значения слова.
Третий год обучения (17 ч)
Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (7 часов)
Слова, связанные с особенностями мировосприятия и отношений между людьми
(например, правда – ложь, друг – недруг, брат – братство – побратим).
Слова, называющие природные явления и растения (например, образные названия
ветра, дождя, снега; названия растений).
Слова, называющие предметы и явления традиционной русской культуры: слова,
называющие занятия людей (например, ямщик, извозчик, коробейник, лавочник).
Слова, обозначающие предметы традиционной русской культуры: слова, называющие
музыкальные инструменты (например, балалайка, гусли, гармонь).
Русские традиционные сказочные образы, эпитеты и сравнения (например,
Снегурочка, дубрава, сокол, соловей, зорька, солнце и т.п.): уточнение значений, наблюдение
за использованием в произведениях фольклора и художественной литературы.
Названия старинных русских городов, сведения о происхождении этих названий.
Проектные задания: «Откуда в русском языке эта фамилия»; «История моего имени и
фамилии» (приобретение опыта поиска информации о происхождении слов).
Раздел 2. Язык в действии (5 часов)
Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению
ошибок в произношении слов в речи).
Многообразие суффиксов, позволяющих выразить различные оттенки значения и
различную оценку, как специфика русского языка (например, книга, книжка, книжечка,
книжица, книжонка, книжища; заяц, зайчик, зайчонок, зайчишка, заинька и т. п.) (на
практическом уровне).
Специфика грамматических категорий русского языка (например, категории рода,
падежа имён существительных). Практическое овладение нормами употребления отдельных
грамматических форм имен существительных. Словоизменение отдельных форм
множественного числа имен существительных (например, родительный падеж
множественного числа слов) (на практическом уровне). Практическое овладение нормами
правильного и точного употребления предлогов, образования предложно-падежных форм
существительных (предлоги с пространственным значением) (на практическом уровне).
Существительные, имеющие только форму единственного или только форму
множественного числа (в рамках изученного).
Совершенствование навыков орфографического оформления текста.
Раздел 3. Секреты речи и текста (5 часов)
Особенности устного выступления.
Создание текстов-повествований: о путешествии по городам; об участии в мастерклассах, связанных с народными промыслами.
Создание текстов-рассуждений с использованием различных способов аргументации
(в рамках изученного).
Редактирование предложенных текстов с целью совершенствования их содержания и
формы (в пределах изученного в основном курсе).
Языковые особенности текстов фольклора и художественных текстов или их
фрагментов (народных и литературных сказок, рассказов, загадок, пословиц, притч и т.п.).
Четвёртый год обучения (17 ч)

Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (9 часов)
Слова, связанные с качествами и чувствами людей (например, добросердечный,
доброжелательный, благодарный, бескорыстный); слова, связанные с обучением.
Слова, называющие родственные отношения (например,матушка, батюшка, братец,
сестрица, мачеха, падчерица).
Пословицы, поговорки и фразеологизмы, возникновение которых связано с
качествами, чувствами людей, с учением, с родственными отношениями (например, от
корки до корки, вся семья вместе, так и душа на месте и т.д.). Сравнение с пословицами и
поговорками других народов. Сравнение фразеологизмов из разных языков, имеющих общий
смысл, но различную образную форму.
Русские традиционные эпитеты: уточнение значений, наблюдение за использованием
в произведениях фольклора и художественной литературы.
Лексика, заимствованная русским языком из языков народов России и мира. Русские
слова в языках других народов.
Проектные задания: «Откуда это слово появилось в русском языке» (приобретение
опыта поиска информации о происхождении слов); «Сравнение толкований слов в словаре
В.И. Даля и современном толковом словаре»; «Русские слова в языках других народов».
Раздел 2. Язык в действии (3 часов)
Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению
ошибок в произношении слов в речи).
Трудные случаи образования формы 1 лица единственного числа настоящего и
будущего времени глаголов (на пропедевтическом уровне). Наблюдение за синонимией
синтаксических конструкций на уровне словосочетаний и предложений (на
пропедевтическом уровне).
История возникновения и функции знаков препинания (в рамках изученного).
Совершенствование навыков правильного пунктуационного оформления текста.
Раздел 3. Секреты речи и текста (5 часов)
Правила ведения диалога: корректные и некорректные вопросы.
Информативная функция заголовков. Типы заголовков.
Составление плана текста, не разделенного на абзацы. Информационная переработка
прослушанного или прочитанного текста: пересказ с изменением лица.
Создание текста как результата собственной исследовательской деятельности.
Оценивание устных и письменных речевых высказываний с точки зрения точного,
уместного и выразительного словоупотребления. Редактирование предложенных и
собственных текстов с целью совершенствования их содержания и формы; сопоставление
чернового и отредактированного текстов. Практический опыт использования учебных
словарей в процессе редактирования текста.
Синонимия речевых формул (на практическом уровне).

2. Тематическое планирование
№
п/п
1.
2.
3.
1.
2.
3.
1.
2.
3.
1.
2.
3.

1 класс
Тема
Русский язык: прошлое и настоящее
Язык в действии
Секреты речи и текста
2 класс
Русский язык: прошлое и настоящее
Язык в действии
Секреты речи и текста
3 класс
Русский язык: прошлое и настоящее
Язык в действии
Секреты речи и текста
4 класс
Русский язык: прошлое и настоящее
Язык в действии
Секреты речи и текста

16,5
Кол-во
часов
7
4
5,5
17
7
5
5
17
7
5
5
17
9
3
5

Календарно-тематическое планирование
1 класс – 16,5 часов
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8-9.
10.
1112.
1314.
1516.

Тема
Секреты речи и текста
Как люди общаются друг с другом
Вежливые слова
Как люди приветствуют друг друга
Зачем людям имена
Спрашиваем и отвечаем
Язык в действии
Выделяем голосом важные слова
Как можно играть звуками
Где поставить ударение
Как сочетаются слова
Русский язык: прошлое и настоящее
Как писали в старину

1
2
1
6
2

Дом в старину: что как называлось

2

Во что одевались в старину

2

Секреты речи и текста
17

Кол-во
часов
5
1
1
1
1
1
5
1

Сравниваем тексты
Итого

0,5
0,5
16,5 ч

2 класс – 17 часов
№
п/п

Тема

Кол-во
часов
8
1

1.

Русский язык: прошлое и настоящее
По одежке встречают

2.

Ржаной хлебушко калачу дедушка

1

3.

Если хорошие щи, так другой пищи не ищи

1

4.

Каша – кормилица наша

1

5.

Любишь кататься – люби и саночки возить

1

6.

Делу время – потехе час

1

7.
8

1

9.

В решете воду не удержишь
Самовар кипит, уходить не велит.
Язык в действии
Помогает ли ударение различать слова?

10.

Для чего нужны синонимы

1

11.

Для чего нужны антонимы?

1

12.

Как появились пословицы и фразеологизмы?

1

13.
14.
15.

Как можно объяснить значение слова?
Встречается ли в сказках и стихах необычное ударение?
Секреты речи и текста
Учимся вести диалог

1
1
3
1

16.

Составляем развернутое токование значения слова

1

17.

Устанавливаем связь предложений в тексте. Создаем текстыинструкции и тексты-повествования.
Итого

1

6
1

17 часов

3 класс – 17 часов
№
п/п

Тема

Кол-во часов

1.

Русский язык: прошлое и настоящее
Где путь прямой, там не езди по кривой

10
1

2.

Кто друг прямой, тот брат родной

1

3.

Дождик вымочит, а красно солнышко высушит

1

4.

Сошлись два друга – мороз да вьюга

1

5.

Ветер без крыльев летает

1

6.

Какой лес без чудес

1

7.

Дело мастера боится

1

8.

Заиграйте мои гусли

1

9.

Что ни город, то норов

1

10.

У земли ясно солнце, у человека - слово

1

11.

Язык в действии
Для чего нужны суффиксы?

5
1

12.

Какие особенности рода и мен существительных есть в
русском языке?

1

13.

Все ли имена существительные «умеют» изменяться по
числам?
Как изменяются имена существительные в множественном
числе?

1

Зачем в русском языке такие разные предлоги?

1

14.
15.

Секреты речи и текста

1

2

16.

Создаем тексты-рассуждения

1

17.

Создаем тексты-повествования

1

Итого

17 часов

4 класс – 17 часов
№
п/п
1.-2

Тема
Русский язык: прошлое и настоящее
Не стыдно не знать, стыдно не учиться

Кол-во
часов
6
2

3.

Вся семья вместе, так и душа на месте

1

4.

Красна сказка складом, в песня – ладом.

1

5.

Красное словцо не ложь

1

6.

Язык языку весть подает

1

7.

Язык в действии
Трудно ли образовывать формы глаголов?

3
1

11.

Можно ли об одном и том же сказать по-разному?

1

12.

Как и когда появились знаки препинания?

1

13.

Секреты речи и текста
Задаем вопросы в диалоге

8
1
2

15.

Учимся передавать в заголовке тему или основную мысль
текста
Учимся составлять план текста

16.

Учимся пересказывать текст

2

17.

Учимся оценивать и редактировать тексты

1

14.

Итого

2

17 часов

ОРГАНИЗАЦИЯ КОНТРОЛЯ И ОЦЕНКИ
Процесс контроля и оценки в курсе «Родной русский язык» имеет особенности,
которые связаны с целями изучения этого курса. Курс не направлен на заучивание какихлибо фактов из истории языка—приоритетной целью является формирование
познавательного интереса, любви, уважительного отношения к русскому языку, а через
него—к родной культуре.
Чрезмерная формализация и стандартизация контроля может вызвать обратный
эффект. В ходе текущей проверки знаний используется критериальное оценивание на основе
критериев, которые заранее согласованы с учениками. Объектом оценки является
письменное или устное высказывание (сообщение) отдельного ученика или группы
учеников.
Критериальное оценивание — это прежде всего коммуникация «ученик — ученик»,
содержанием которой является определение степени освоения того или иного
умения. Роль учителя в таком оценивании существенно меняется: он только способствует
тому, чтобы ученики удерживали основную цель коммуникации-оценивания — помочь
однокласснику научиться лучше говорить, читать, писать, слушать.
Именно одноклассники и учитель становятся своеобразным зеркалом, позволяющим
ученику увидеть, оценить свои усилия, обнаружить пробелы в своём опыте и понять, что
делать дальше, чтобы улучшить результаты. А это означает, что ученик активно включается
в своё обучение, у него существенно повышается мотивация.
Для учителя критериальное оценивание — это:
1)
основа для оценки-поддержки учеников, а не жёсткий контроль;
2)
способ получить информацию о том, как учится каждый ученик (такая информация
нужна для поиска наиболее эффективных методов обучения конкретного ученика,
конкретного класса);
3)
возможность дать ученикам обратную связь в виде развёрнутого высказывания о том,
как они осваивают содержание курса.
Чтобы оценивание было продуктивным, оно должно отвечать следующим
требованиям.
1. В качестве критериев оценки используются те умения, которые осваивает ученик на
уроке. Например, для оценки устного сообщения ученика может быть такой набор
критериев: точность (вся информация передана без искажения), ясность (говорить так,
чтобы тебя понимали одноклассники), чёткость (не торопиться, не «съедать окончания», без
запинок) и т. п.
2. Критерии вырабатываются совместно с учениками, они должны быть
сформулированы кратко и обязательно на «детском» языке. Когда ребёнок использует «своё»
слово, осмысленное им в коммуникации с учителем и другими детьми, он легко
восстанавливает содержание критерия. Ученики предлагают не только сами критерии, но и
форму
их краткой записи, что позволяет оперативно делать пометы в тетради или на оценочном
листе. Например, «детские» критерии оценки могут выглядеть так: «Я»—ясность изложения, «Ч»—
чёткость речи и т. д. Ученики также делают пометы при выслушивании сообщения одноклассников,
например, «?»—есть вопрос и т. п. При отсутствии развитого навыка письма, например, у
первоклассников, краткая запись даёт возможность сэкономить время, неупустив ничего важного.

В 1 и 2 классах для оценки по критериям у ребёнка должны быть своеобразные
«опоры»—вопросы к иллюстрации и т.п. Например, после работы с текстом педагог
предлагает выполнить задание в парах: «Опираясь на прочитанный текст, подготовьте два
коротких устных сообщения. Подготовить эти сообщения вам помогут вопросы». Для
подготовки каждого из сообщений педагог предлагает по шесть вопросов, ответы на
которые и составляют основу сообщения. После того как сообщения готовы, педагог
каждому ребёнку выдаёт оценочный лист—таблицу с вопросами, рядом с которыми ученик,
выслушивая сообщение одноклассника, ставит галочку, если в сообщении дан ответ на
вопрос, и какой-то значок, отражающий правильность ответа. Затем дети в паре обсуждают,
какой информации не было в сообщении, какая передана не совсем точно, ищут эту
информацию в тексте. Далее на основании этого оценочного листа идёт общая оценка
сообщения по таким критериям:

1) На все ли вопросы удалось ответить?
2) Вся ли информация передана верно?
3) Удалось ли рассказать уверенно, чётко, ясно?

Если у ребёнка что-то не получилось, то нужно очень доброжелательно обсудить, как
ему можно помочь. Учитель, наблюдая работу учеников на уроке, отмечает продуктивные
образцы взаимодействия в паре, группе (типы помощи друг другу) и делает их предметом
обсуждения всего класса. Выделение таких способов и умение построить их обсуждение в
классе, чтобы другие дети смогли ими воспользоваться, — важная учительская задача.
4.Критерии должны изменяться. Если все ученики в классе освоили какое-то умение,
например, «говорить чётко», то данный критерий больше не используется для оценки;
появляется новый, связанный с умением, которое осваивается в данный момент.
Слишком общие критерии конкретизируются.
5.Критические замечания должны высказываться в форме совета.
Основная цель оценки—стимулировать осмысленное обсуждение устного сообщения
или письменного текста, дружеское взаимодействие в группе, поэтому на уроке сначала
обсуждается то, что получилось хорошо, а критические замечания каждый стремится сделать
в мягкой форме. Этому надо специально обучать детей, поэтому сначала учитель помогает
формулировать «щадящие» высказывания, обращает внимание на самые удачные,
постепенно дети смогут делать это сами.
Обратная связь—ключевая цель критериального оценивания. Качественная обратная
связь обязательно показывает, что уже умеет делать ученик, какие затруднения у него
возникают и как он может с ними справиться. Обратная связь может быть представлена в
разных формах. Прежде всего это устное оценочное высказывание, которое содержит три
структурных элемента: похвалу (что получилось), замечание (что пока не получается),
совет (что сделать, чтобы получилось).
Например, устное оценочное высказывание может быть таким:
«Таня, ты сегодня написала интересно про медведя, особенно про его танец. Но ты забыла про
музыкантов. Посмотри на третью картинку! Допиши предложение в текст. А в следующий раз,
чтобы не забыть, сравни картинки и текст. В черновике отметь предложения, которые
описывают картинку».
Эту форму устной оценки ученики осваивают в 1 и 2 классах, а затем используют на
протяжении всей начальной школы. Наряду с устным оценочным высказыванием появляется
письменная фиксация в тетради оценочных шкал или особые фразы («кто молодец», «кому
хочу дать совет»). Кроме того, ученики осваивают оценивание с помощью значков («плюс»,
«минус», «полуплюс» и др.), которые они показывают однокласснику после его
выступления. Этот тип оценивания активно используется на уроке. Выступающий видит
оценки всех одноклассников, но может сам обратиться к тем детям, чьё обоснование оценки
хочет услышать.
Для оценивания устного сообщения группы по критериям используются шкалы с
магнитами. Шкалы нарисованы на доске и подписаны. Каждая шкала отражает один из
критериев, по которым идёт оценивание, например, на доске может быть представлено три
шкалы: «чёткость», «ясность», «уверенность». Одна группа делает сообщение, другая группа
оценивает выступление, передвигая магниты по соответствующим шкалам. В случае
необходимости комментирует (аргументирует) свою оценку. Поскольку взаимооценка при
работе в паре, группе (этап подготовки) и при предъявлении результатов классу—
неотъемлемый элемент каждого урока, ученики достаточно быстро овладевают содержанием
критериев и умеют их применять. Через некоторое время эти критерии становятся опорой
для самооценки. Появляются такие оценочные суждения по отношению к собственному
действию: «Я сегодня рассказал всё чётко, но неинтересно, слова выбрал трудные», «Рассказ
про игрушку я написала лучше, чем про город, и ничего не забыла»,
«Забываю ставить восклицательные знаки. Что делать?» и т. п. Эти суждения — индикатор
того, что стратегия работы в классе выбрана верно, что у ребёнка формируется адекватная
самооценка, которая побуждает его к самостоятельному преодолению возникших
трудностей.

Таким образом, введение критериального оценивания на уроках родного русского
языка в начальной школе—один из ключевых факторов, влияющих не только на
формирование устной и письменной речи младшего школьника, но и на становление учебной
самостоятельности. Для учителя, осознающего важность критериального оценивания,
ученик—это равноправный партнёр, помогающий взрослому наставнику эффективно
выстроить учебное взаимодействие, активно строящий своё обучение.
Основным видом промежуточного и итогового контроля является представление
учащимися подготовленных ими проектных заданий. Оценивается и качество
выполнения проектного задания, и представление его перед классом. Как и при оценивании
других сообщений, при оценивании подготовленного проекта предпочтение отдаётся
качественной доброжелательной оценке, позволяющей учащемуся при подготовке и
представлении следующего проекта учесть результаты предыдущего выступления.
Такой подход к контролю позволяет соединить усвоение содержательной части
разделов программы «Русский язык: прошлое и настоящее» и «Язык в действии» с развитием
речевых умений (устного выступления, письменной творческой работы), отрабатываемых в
разделе «Секреты речи и текста». Темы проектных заданий представлены в рабочих
программах по классам.
Примеры проектных заданий
1 класс
Красиво и крупно нарисуй на листе бумаги любую букву современного алфавита: у тебя
должна получиться буквица. Это может быть первая буква твоего имени, фамилии или
любая другая буква.
2 класс
1. Подготовь сообщение «Секреты семейной кухни». Расспроси маму, бабушку или
других родственников, есть ли в вашей семье какой-нибудь старинный рецепт
приготовления горячего блюда. Запиши, в чём его особенность.
2.Подготовь короткое сообщение «Музеи самоваров в России». Такие музеи есть в Туле,
в Касимове, в Городце и в других городах.
3. Выбери одну игру из списка и подготовь короткий рассказ о том, как в неё играют.
Салочки, пятнашки, горелки, догонялки, кошки-мышки, жмурки, уголки, прятки, казакиразбойники, городки, чижик, цепи кованые, чехарда, лапта.
4.Предложи одноклассникам несколько советов о том, как вести диалог. Это могут быть
и серьёзные, и шуточные советы. Можешь написать их в прозе или в стихах.
3 класс
1. Подготовь небольшое сообщение «Петровские дубы». В России растёт несколько
старинных дубов, которые называют петровскими. Сколько их? Где они растут? Почему так
называются?
Есть
ли
ещё
дубы,
которым
даны
чьи-то
имена?
2. Подготовь сообщение «Любимые места» о месте, в котором ты живёшь или в котором тебе
пришлось побывать. Напиши, чем оно знаменито и чем дорого именно тебе.
3. Есть ли в твоём городе названия улиц, связанные с профессиями? Составь небольшое
сообщение об этом.
4. Сравни по значению и по употреблению слова лекарь, доктор, врач. Что общего у этих
слов? Чем они различаются? Составь небольшое сообщение об этом.
4 класс
1. Найди во фразеологическом словаре фразеологизмы со словами лиса, волк и собака.
Определи, какое из этих слов чаще встречается во фразеологизмах.
2. Сравни толкование двух слов в словаре В. И. Даля и современном толковом словаре.
3. Выбери одно из слов: альбом, арбуз, жилет, велосипед, десерт, детектив, карий,
фиолетовый. Узнай, когда это слово появилось в русском языке; из какого языка
пришло; какое значение имело слово в родном языке (тебе поможет этимологический
словарь); какое значение имеет слово в русском языке (поможет толковый словарь).
3. Оценивать выполнение представленных проектных заданий также целесообразно
по критериям, которые обсуждены с учениками и понятны им. Это могут быть такие

критерии:
1) глубина раскрытия темы проектного задания, использование знаний из других областей;
2) доказательность представленного материала, обоснованность выводов;
3) качество оформления проектного задания, если оно выполнено письменно;
4) чёткость и ясность представления проектного задания перед классом;
5) содержательность и аргументированность ответов на вопросы одноклассников.
По каждому из критериев, используемых при оценивании проектного задания,
выставляется балл. Можно использовать такой подход к выставлению баллов:
2 балла
1 балл
0 баллов

высокий уровень
средний уровень
Низкий уровень

Далее баллы суммируются, и выставляется общий балл за выполнение проектного
задания. При необходимости перевода балла в школьную отметку педагог самостоятельно
разрабатывает шкалу перевода.
Безусловно, большинству первоклассников сложно сразу самостоятельно
выполнять проектные задания, аналогичные приведённым, поэтому в течение первого
года обучения можно использовать и разнообразные проверочные задания, в том числе в
тестовой форме. Важно, чтобы эти задания не носили слишком формальный
характер и не приводили к заучиванию.
Приведём несколько примеров таких заданий.
1. Отметь х все вопросы, на которые нельзя ответить одним словом.
 Какая сегодня погода?
 Кто сегодня дежурит?
 Почему важно уметь читать?
 Как тебя зовут?
 Как правильно заваривать чай?
3. Выбери и отметь х слово, которое должен выделить голосом тот, кто задаёт вопрос. Для
этого тебе нужно прочитать ответ.
— Что это за зверь воет за окном?
— Это не зверь, это же ветер!
 это
 зверь
 ветер
3. Соотнеси названия построек и их описания.
дворец
царский, великолепный
изба
деревенская, тесная
терем
каменные, просторные
палаты
княжеский, высокий
В последующих классах также можно использовать разнообразные проверочные
задания, чётко осознавая, что важно не допускать формального подхода, провоцирующего
учащихся на механическое запоминание определённых фрагментов учебного пособия.
Дополнительные тренировочные задания, позволяющие быстро проверить усвоение
изученного, включены и в электронные формы учебных пособий (ЭФУ).
Многие тренировочные задания в ЭФУ для 1 класса построены на иллюстративном
материале и содержат аудиофайлы (задания озвучены дикторами). Это позволяет
самостоятельно выполнять задания даже тем первоклассникам, которые ещё не научились
читать.

учащихся на механическое запоминание определённых фрагментов учебного пособия.
Дополнительные тренировочные задания, позволяющие быстро проверить усвоение
изученного, включены и в электронные формы учебных пособий (ЭФУ).
Многие тренировочные задания в ЭФУ для 1 класса построены на иллюстративном
материале и содержат аудиофайлы (задания озвучены дикторами). Это позволяет
самостоятельно выполнять задания даже тем первоклассникам, которые ещё не научились
читать.
Приведём примеры заданий из ЭФУ для 2—4 классов.
2 класс
1. Составь из частей пословицу.
Овсяная
каша
а гречневую
сама себя
хвалит,
хвалят.
люди
2. Соотнеси части пословиц.
Без труда не выловишь
От слова до дела
За двумя зайцами погонишься,
Труд кормит,
Вещь хороша новая,

а друг — старый.
ни одного не поймаешь.
а лень портит.
и рыбку из пруда.
целая верста.

3. Найди предложения, которые связаны друг с другом по смыслу.
Прошлой осенью мы посетили
Здесь царит дружелюбная
Город Норильск на севере
атмосфера.
России.
Вчера мы с одноклассниками
ходили в театр.

Там было холодно.

В наш класс всегда приятно
возвращаться.

Это было интересно.

3 класс
1. Соедини слова и их значения.
Снег с дождём.
Горизонт.
Самый мелкий дождь, как через сито.
Тонкие доски.
Луговое растение с крупными ярко-жёлтыми цветами.
Ситник. Лепень. Жарки. Окоём. Тёс.
2. Отгадай загадки, подбери к ним отгадки.
Вился, вился белый рой,
Пал на землю – стал горой.
Ни в огне не горит,
Ни в воде не тонет.
Шёл долговяз,

В землю увяз.
Старик у ворот
Тепло уволок,
Сам не бежит
И стоять не велит.
Его никто не видит,
А всякий слышит.
Снег. Мороз. Лёд. Дождь. Гром.
4.
кучер






Выбери старинные названия профессий, связанных с перевозкой людей и грузов.
Извозчик
Ямщик
Плотник
Столяр
Мельник

5. Выбери народные названия трав, которые указывают на место, где эти травы растут.
฀
฀
฀
฀
฀
฀

Пустырник
Дубравница
Ельница
Душица
Огнецвет
Сердечник

Соотнеси части пословиц.

4 класс

Кто говорит, тот сеет; кто
слушает—
От одного слова
Прожуй, прежде чем проглотить,
Красно поле пшеном,
Коротко да ясно,

2. Выбери действия, которые нужны при
редактировании текста.






Разбор слова по составу.
Расстановка знаков препинания.
Проверка логичности и связности
текста.
Соблюдение жанровых
особенностей.
Выделение главных частей
предложения.

а беседа умом.
да навек ссора.
пожинает.
оттого и прекрасно.
послушай, прежде чем
говорить.

3. Что может помочь определить род имени существительного в предложении? Отметь
правильные ответы.
 Связанные с существительным имена прилагательные.
 Связанные с существительным глаголы в форме прошедшего времени.
 Связанные с существительным глаголы в форме настоящего времени.
 Предлог, стоящий перед существительным.

4. Что может помочь определить род имени существительного в предложении? Отметь
правильные ответы.
 Связанные с существительным имена прилагательные.
 Связанные с существительным глаголы в форме прошедшего времени.
 Связанные с существительным глаголы в форме настоящего времени.
 Предлог, стоящий перед существительным.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».