Рабочая программа по истории 10-11

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №92

Приложение к основной образовательной программе
СОО Приказ №125-о от 1.09.2021
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета
«История России. Всеобщая история» 10-11 класс

Рабочая программа учебного курса «ИсторияРоссии. Всеобщая история»
для 10-11 классов

1. Планируемые образовательные результаты освоения учебного

предмета «История» в 10-11 классах. Базовый уровень
Методической основой преподавания истории на ступени среднего (полного) общего
образования, согласно ФГОС, является системно-деятельностный подход, обеспечивающий
достижение личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов
посредством организации активной познавательной деятельности обучающихся.
Личностными результатами изучения курса истории на данном этапе обучения
являются:
●
складывание российской гражданской идентичности, способности к её
осознанию в поликультурном социуме, уважительного отношения к своему народу,
чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и
настоящее многонационального народа России; чувства причастности к историкокультурной общности российского народа и судьбе России, патриотизма, готовности к
служению Отечеству, его защите.
●
сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и
ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и
обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного
достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие
гуманистические и демократические ценности;
●
сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также
различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном
мире;
●
сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с
общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и
способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
●
формирование уважения к своему народу , чувства ответственности перед
Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального
народа России, уважения к государственным символам (герб, флаг, гимн) ;
●
формирование уважения к русскому языку как к государственному языку
Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным
фактором национального самоопределения;
●
воспитание уважения к культуре , языкам, традициям и обычаям народов,
проживающих на территории Российской Федерации; толерантное сознание и поведение в
поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми,
достигать в нём
взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их
достижения; воспитание уважения к культуре , языкам, традициям и обычаем других
народов .
●
готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии;
коррупции; дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным
признакам и другим негативным социальным явлениям;
●
нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих
ценностей;
●
готовность и способность к образованию и самообразованию, на протяжении
всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию
успешной профессиональной и общественной деятельности.
Метапредметные результаты.
1. Регулятивные универсальные учебные действия Выпускник научится:
● самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым
можно определить, что цель достигнута;
● оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности,
собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и

морали; – ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и
жизненных ситуациях;
● оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы,
необходимые для достижения поставленной цели;
● выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач,
оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
● организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения
поставленной цели;
● сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
2. Познавательные универсальные учебные действия Выпускник научится:
● искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять
развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и
познавательные) задачи;
● критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций,
распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
● использовать различные модельно-схематические средства для представления
существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных
источниках;
● находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений
другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении
собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
● выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск
возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
● выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения
со стороны других участников и ресурсные ограничения;
● менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
3. Коммуникативные универсальные учебные действия Выпускник научится:
● осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как
внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для
деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не
личных симпатий;
● при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом
команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и
т.д.);
● координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия; – развернуто, логично и точно излагать свою точку
зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;
● распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их
активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая
личностных оценочных суждений.
Предметные результаты освоения ООП СОО предмета «История» на уровне среднего
общего образования:
● отслеживать историческое событие, процесс в динамике; выделять периоды
исторических событий, явлений, процессов и объяснять основания для их периодизации;
●
владеть системными знаниями об основных этапах, процессах, ключевых
событиях истории России и человечества, о месте своей страны во всемирной истории;
● •применять понятийный аппарат исторического знания для систематизации
исторических фактов, раскрытия общего и особенного в развитии исторических
общностей;
● •применять различные методы исторического анализа;
● •самостоятельно определять причины и отслеживать последствия исторических
событий, явлений;

● осуществлять сопоставительный анализ различных источников исторической
информации для реконструкции на этой основе исторических ситуаций и явлений;
● •осуществлять структурный и смысловой анализ текста исторического источника;
● •критически анализировать и оценивать информационную значимость
вещественных изобразительных источников;
● •конкретизировать обобщающие характеристики, теоретические положения об
историческом развитии на фактическом материале;
● •применять знания из других предметных областей для анализа исторического
объекта;
● •определять и обосновывать своѐ отношение к различным версиям и оценкам
событий и личностям прошлого;
● •различать субъективные и объективизированные исторические оценки;
● •конструктивно применять исторические и историкокультурные знания в
социальной практике, общественной деятельности, межкультурном общении
●
●
●
●
●
●
●
●
●
●
●
●
●
●
●
●
●
●

Выпускник на базовом уровне научится:
рассматривать историю России как неотъемлемую часть мирового исторического
процесса;
знать основные даты и временные периоды всеобщей и отечественной истории из
раздела дидактических единиц;
определять последовательность и длительность исторических событий, явлений,
процессов;
характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших
исторических событий;
представлять культурное наследие России и других стран;
работать с историческими документами;
сравнивать различные исторические документы, давать им общую характеристику;
критически анализировать информацию из различных источников;
соотносить иллюстративный материал с историческими событиями, явлениями,
процессами, персоналиями;
использовать статистическую (информационную) таблицу, график, диаграмму как
источники информации;
использовать аудиовизуальный ряд как источник информации;
составлять описание исторических объектов и памятников на основе текста,
иллюстраций, макетов, интернет-ресурсов;
работать с хронологическими таблицами, картами и схемами;
читать легенду исторической карты;
владеть
основной
современной
терминологией
исторической
науки,
предусмотренной программой;
демонстрировать умение вести диалог, участвовать в дискуссии по исторической
тематике;
оценивать роль личности в отечественной истории ХХ века;
ориентироваться в дискуссионных вопросах российской истории ХХ века и
существующих в науке их современных версиях и трактовках.

●
● Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
● демонстрировать умение сравнивать и обобщать исторические события
российской и мировой истории, выделять ее общие черты и национальные
особенности и понимать роль России в мировом сообществе;
● устанавливать аналогии и оценивать вклад разных стран в сокровищницу мировой
культуры;
● определять место и время создания исторических документов;

● проводить отбор необходимой информации и использовать информацию
Интернета, телевидения и других СМИ при изучении политической деятельности
современных руководителей России и ведущих зарубежных стран;
● характеризовать современные версии и трактовки важнейших проблем
отечественной и всемирной истории;
● понимать объективную и субъективную обусловленность оценок российскими и
зарубежными историческими деятелями характера и значения социальных реформ
и контрреформ, внешнеполитических событий, войн и революций;
● использовать картографические источники для описания событий и процессов
новейшей отечественной истории и привязки их к месту и времени;
● представлять историческую информацию в виде таблиц, схем, графиков и др.,
заполнять контурную карту;
● соотносить историческое время, исторические события, действия и поступки
исторических личностей ХХ века;
● анализировать и оценивать исторические события местного масштаба в
контексте общероссийской и мировой истории ХХ века;
● обосновывать собственную точку зрения по ключевым вопросам истории России
Новейшего времени с опорой на материалы из разных источников, знание
исторических фактов, владение исторической терминологией;
● приводить аргументы и примеры в защиту своей точки зрения;
● применять полученные знания при анализе современной политики России;
● владеть элементами проектной деятельности
Изучение материала учебника предполагает различные формы организации
учебной деятельности, в том числе и выполнение проектов. Проект нацелен в
первую очередь на достижение метапредметных результатов, обозначенных в
ФГСОС:
● умение самостоятельно планировать пути достижения целей ,осознанно выбирать
наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
● умение корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
● умение правильно оценивать правильность выполнения учебной задачи;
● владение основами самоконтроля и самооценки;
● умение организовывать учебное сотрудничество, формулировать и отстаивать
свою точку зрения.

2. Содержание учебного предмета «История» в 10-11 классах. Базовый
уровень
Новейшая история
Мир накануне и в годы Первой мировой войны
Мир накануне Первой мировой войны
Индустриальное общество. Либерализм, консерватизм, социал-демократия, анархизм. Рабочее и
социалистическое движение. Профсоюзы. Расширение избирательного права. Национализм.
«Империализм». Колониальные и континентальные империи. Мировой порядок перед Первой
мировой войной. Антанта и Тройственный союз. Гаагские конвенции и декларации. Гонка
вооружений и милитаризация. Пропаганда. Региональные конфликты накануне Первой мировой
войны. Причины Первой мировой войны.
Первая мировая война
Ситуация на Балканах. Сараевское убийство. Нападение Австро-Венгрии на Сербию. Вступление
в войну Германии, России, Франции, Великобритании, Японии, Черногории, Бельгии. Цели
войны. Планы сторон. «Бег к морю». Сражение на Марне. Победа российской армии под
Гумбиненом и поражение под Танненбергом. Наступление в Галиции. Морское сражение при
Гельголанде. Вступление в войну Османской империи. Вступление в войну Болгарии и Италии.
Поражение Сербии. Четверной союз (Центральные державы). Верден. Отступление российской
армии. Сомма. Война в Месопотамии. Геноцид в Османской империи. Ютландское сражение.
Вступление в войну Румынии. Брусиловский прорыв. Вступление в войну США. Революция 1917
г. и выход из войны России. 14 пунктов В. Вильсона. Бои на Западном фронте. Война в Азии.
Капитуляция государств Четверного союза. Новые методы ведения войны. Националистическая
пропаганда. Борьба на истощение. Участие колоний в европейской войне. Позиционная война.
Новые практики политического насилия: массовые вынужденные переселения, геноцид.
Политические, экономические, социальные и культурные последствия Первой мировой войны.
Межвоенный период (1918–1939)
Революционная волна после Первой мировой войны
Образование новых национальных государств. Народы бывшей российской империи:
независимость и вхождение в СССР. Ноябрьская революция в Германии. Веймарская республика.
Антиколониальные выступления в Азии и Северной Африке. Образование Коминтерна.
Венгерская советская республика. Образование республики в Турции и кемализм.
Версальско-вашингтонская система
Планы послевоенного устройства мира. Парижская мирная конференция. Версальская система.
Лига наций. Генуэзская конференция 1922 г. Рапалльское соглашение и признание СССР.
Вашингтонская конференция. Смягчение Версальской системы. Планы Дауэса и Юнга.
Локарнские договоры. Формирование новых военно-политических блоков – Малая Антанта,
Балканская и Балтийская Антанты. Пацифистское движение. Пакт Бриана-Келлога.
Страны Запада в 1920-е гг.
Реакция на «красную угрозу». Послевоенная стабилизация. Экономический бум. Процветание.
Возникновение массового общества. Либеральные политические режимы. Рост влияния
социалистических партий и профсоюзов. Авторитарные режимы в Европе: Польша и Испания. Б.
Муссолини и идеи фашизма. Приход фашистов к власти в Италии. Создание фашистского режима.
Кризис Матеотти. Фашистский режим в Италии.
Политическое развитие стран Южной и Восточной Азии
Китай после Синьхайской революции. Революция в Китае и Северный поход. Режим Чан Кайши и
гражданская война с коммунистами. «Великий поход» Красной армии Китая. Становление
демократических институтов и политической системы колониальной Индии. Поиски «индийской
национальной идеи». Национально-освободительное движение в Индии в 1919–1939 гг.
Индийский национальный конгресс и М. Ганди.
Великая депрессия. Мировой экономический кризис. Преобразования Ф. Рузвельта в США
Начало Великой депрессии. Причины Великой депрессии. Мировой экономический кризис.
Социально-политические последствия Великой депрессии. Закат либеральной идеологии. Победа
Ф Д. Рузвельта на выборах в США. «Новый курс» Ф.Д. Рузвельта. Кейнсианство. Государственное
регулирование экономики. Другие стратегии выхода из мирового экономического кризиса.

Тоталитарные экономики. Общественно-политическое развитие стран Латинской Америки.
Нарастание агрессии. Германский нацизм
Нарастание агрессии в мире. Агрессия Японии против Китая в 1931–1933 гг. НСДАП и А. Гитлер.
«Пивной» путч. Приход нацистов к власти. Поджог Рейхстага. «Ночь длинных ножей».
Нюрнбергские законы. Нацистская диктатура в Германии. Подготовка Германии к войне.
«Народный фронт» и Гражданская война в Испании
Борьба с фашизмом в Австрии и Франции. VII Конгресс Коминтерна. Политика «Народного
фронта». Революция в Испании. Победа «Народного фронта» в Испании. Франкистский мятеж и
фашистское вмешательство. Социальные преобразования в Испании. Политика
«невмешательства». Советская помощь Испании. Оборона Мадрида. Сражения при Гвадалахаре и
на Эбро. Поражение Испанской республики.
Политика «умиротворения» агрессора
Создание оси Берлин–Рим–Токио. Оккупация Рейнской зоны. Аншлюс Австрии. Судетский
кризис. Мюнхенское соглашение и его последствия. Присоединение Судетской области к
Германии. Ликвидация независимости Чехословакии. Итало-эфиопская война. Японо-китайская
война и советско-японские конфликты. Британско-франко-советские переговоры в Москве.
Советско-германский договор о ненападении и его последствия. Раздел Восточной Европы на
сферы влияния Германии и СССР.
Развитие культуры в первой трети ХХ в.
Основные направления в искусстве. Модернизм, авангардизм, сюрреализм, абстракционизм,
реализм. Психоанализ. Потерянное поколение. Ведущие деятели культуры первой трети ХХ в.
Тоталитаризм и культура. Массовая культура. Олимпийское движение.
Вторая мировая война
Начало Второй мировой войны
Причины Второй мировой войны. Стратегические планы основных воюющих сторон. Блицкриг.
«Странная война», «линия Мажино». Разгром Польши. Присоединение к СССР Западной
Белоруссии и Западной Украины. Советско-германский договор о дружбе и границе. Конец
независимости стран Балтии, присоединение Бессарабии и Северной Буковины к СССР. Советскофинляндская война и ее международные последствия. Захват Германией Дании и Норвегии.
Разгром Франции и ее союзников. Германо-британская борьба и захват Балкан. Битва за
Британию. Рост советско-германских противоречий.
Начало Великой Отечественной войны и войны на Тихом океане
Нападение Германии на СССР. Нападение Японии на США и его причины. Пёрл-Харбор.
Формирование Антигитлеровской коалиции и выработка основ стратегии союзников. Ленд-лиз.
Идеологическое и политическое обоснование агрессивной политики нацистской Германии. Планы
Германии в отношении СССР. План «Ост». Планы союзников Германии и позиция нейтральных
государств.
Коренной перелом в войне
Сталинградская битва. Курская битва. Война в Северной Африке. Сражение при Эль-Аламейне.
Стратегические бомбардировки немецких территорий. Высадка в Италии и падение режима
Муссолини. Перелом в войне на Тихом океане. Тегеранская конференция. «Большая тройка».
Каирская декларация. Роспуск Коминтерна.
Жизнь во время войны. Сопротивление оккупантам
Условия жизни в СССР, Великобритании и Германии. «Новый порядок». Нацистская политика
геноцида, холокоста. Концентрационные лагеря. Принудительная трудовая миграция и
насильственные переселения. Массовые расстрелы военнопленных и гражданских лиц. Жизнь на
оккупированных территориях. Движение Сопротивления и коллаборационизм. Партизанская
война в Югославии. Жизнь в США и Японии. Положение в нейтральных государствах.
Разгром Германии, Японии и их союзников
Открытие Второго фронта и наступление союзников. Переход на сторону антигитлеровской
коалиции Румынии и Болгарии, выход из войны Финляндии. Восстания в Париже, Варшаве,
Словакии. Освобождение стран Европы. Попытка переворота в Германии 20 июля 1944 г. Бои в
Арденнах. Висло-Одерская операция. Ялтинская конференция. Роль СССР в разгроме нацистской
Германии и освобождении Европы. Противоречия между союзниками по Антигитлеровской
коалиции. Разгром Германии и взятие Берлина. Капитуляция Германии.
Наступление союзников против Японии. Атомные бомбардировки Хиросимы и Нагасаки.

Вступление СССР в войну против Японии и разгром Квантунской армии. Капитуляция Японии.
Нюрнбергский трибунал и Токийский процесс над военными преступниками Германии и Японии.
Потсдамская конференция. Образование ООН. Цена Второй мировой войны для воюющих стран.
Итоги войны.
Соревнование социальных систем
Начало «холодной войны»
Причины «холодной войны». План Маршалла. Гражданская война в Греции. Доктрина Трумэна.
Политика сдерживания. «Народная демократия» и установление коммунистических режимов в
Восточной Европе. Раскол Германии. Коминформ. Советско-югославский конфликт. Террор в
Восточной Европе. Совет экономической взаимопомощи. НАТО. «Охота на ведьм» в США.
Гонка вооружений. Берлинский и Карибский кризисы
Гонка вооружений. Испытания атомного и термоядерного оружия в СССР. Ослабление
международной напряженности после смерти И. Сталина. Нормализация советско-югославских
отношений. Организация Варшавского договора. Ракетно-космическое соперничество. Первый
искусственный спутник Земли. Первый полет человека в космос. «Доктрина Эйзенхауэра». Визит
Н. Хрущева в США. Ухудшение советско-американских отношений в 1960–1961 гг. Д. Кеннеди.
Берлинский кризис. Карибский кризис. Договор о запрещении ядерных испытаний в трех средах.
Дальний Восток в 40–70-е гг. Войны и революции
Гражданская война в Китае. Образование КНР. Война в Корее. Национально-освободительные и
коммунистические движения в Юго-Восточной Азии. Индокитайские войны. Поражение США и
их союзников в Индокитае. Советско-китайский конфликт.
«Разрядка»
Причины «разрядки». Визиты Р. Никсона в КНР и СССР. Договор ОСВ-1 и об ограничении ПРО.
Новая восточная политика ФРГ. Хельсинкский акт. Договор ОСВ-2. Ракетный кризис в Европе.
Ввод советских войск в Афганистан. Возвращение к политике «холодной войны».
Западная Европа и Северная Америка в 50–80-е годы ХХ века
«Общество потребления». Возникновение Европейского экономического сообщества. Германское
«экономическое чудо». Возникновение V республики во Франции. Консервативная и трудовая
Великобритания. «Скандинавская модель» общественно-политического и социальноэкономического развития.
Проблема прав человека. «Бурные шестидесятые». Движение за гражданские права в США. Новые
течения в обществе и культуре.
Информационная революция. Энергетический кризис. Экологический кризис и зеленое движение.
Экономические кризисы 1970-х – начала 1980-х гг. Демократизация стран Запада. Падение
диктатур в Греции, Португалии и Испании. Неоконсерватизм. Внутренняя политика Р. Рейгана.
Достижения и кризисы социалистического мира
«Реальный социализм». Волнения в ГДР в 1953 г. ХХ съезд КПСС. Кризисы и восстания в Польше
и Венгрии в 1956 г. «Пражская весна» 1968 г. и ее подавление. Движение «Солидарность» в
Польше. Югославская модель социализма. Разрыв отношений Албании с СССР.
Строительство социализма в Китае. Мао Цзэдун и маоизм. «Культурная революция». Рыночные
реформы в Китае. Коммунистический режим в Северной Корее. Полпотовский режим в
Камбодже.
Перестройка в СССР и «новое мышление». Экономические и политические последствия реформ в
Китае. Антикоммунистические революции в Восточной Европе. Распад Варшавского договора,
СЭВ и СССР. Воссоздание независимых государств Балтии. Общие черты демократических
преобразований. Изменение политической карты мира. Распад Югославии и войны на Балканах.
Агрессия НАТО против Югославии.
Латинская Америка в 1950–1990-е гг.
Положение стран Латинской Америки в середине ХХ века. Аграрные реформы и
импортзамещающая индустриализация. Революция на Кубе. Социалистические движения в
Латинской Америке. «Аргентинский парадокс». Экономические успехи и неудачи
латиноамериканских стран. Диктатуры и демократизация в Южной Америке. Революции и
гражданские войны в Центральной Америке.
Страны Азии и Африки в 1940–1990-е гг.
Колониальное общество. Роль итогов войны в подъеме антиколониальных движений в
Тропической и Южной Африке. Крушение колониальной системы и ее последствия. Выбор пути

развития. Попытки создания демократии и возникновение диктатур в Африке. Система апартеида
на юге Африки. Страны социалистической ориентации. Конфликт на Африканском Роге.
Этнические конфликты в Африке.
Арабские страны и возникновение государства Израиль. Антиимпериалистическое движение в
Иране. Суэцкий конфликт. Арабо-израильские войны и попытки урегулирования на Ближнем
Востоке. Палестинская проблема. Модернизация в Турции и Иране. Исламская революция в
Иране. Кризис в Персидском заливе и войны в Ираке.
Обретение независимости странами Южной Азии. Д. Неру и его преобразования. Конфронтация
между Индией и Пакистаном, Индией и КНР. Реформы И. Ганди. Индия в конце ХХ в. Индонезия
при Сукарно и Сухарто. Страны Юго-Восточной Азии после войны в Индокитае.
Япония после Второй мировой войны. Восстановление суверенитета Японии. Проблема
Курильских островов. Японское экономическое чудо. Кризис японского общества. Развитие
Южной Кореи. «Тихоокеанские драконы».
Современный мир
Глобализация конца ХХ – начала XXI вв. Информационная революция, Интернет. Экономические
кризисы 1998 и 2008 гг. Успехи и трудности интеграционных процессов в Европе, Евразии,
Тихоокеанском и Атлантическом регионах. Изменение системы международных отношений.
Модернизационные процессы в странах Азии. Рост влияния Китая на международной арене.
Демократический и левый повороты в Южной Америке. Международный терроризм. Война в
Ираке. «Цветные революции». «Арабская весна» и ее последствия. Постсоветское пространство:
политическое и социально-экономическое развитие, интеграционные процессы, кризисы и
военные конфликты. Россия в современном мире.
История России
Россия в годы «великих потрясений». 1914–1921
Россия в Первой мировой войне
Россия и мир накануне Первой мировой войны. Вступление России в войну. Геополитические и
военно-стратегические планы командования. Боевые действия на австро-германском и кавказском
фронтах, взаимодействие с союзниками по Антанте. Брусиловский прорыв и его значение.
Массовый героизм воинов. Национальные подразделения и женские батальоны в составе русской
армии. Людские потери. Плен. Тяготы окопной жизни и изменения в настроениях солдат.
Политизация и начало морального разложения армии. Власть, экономика и общество в условиях
войны. Милитаризация экономики. Формирование военно-промышленных комитетов. Пропаганда
патриотизма и восприятие войны обществом. Содействие гражданского населения армии и
создание общественных организаций помощи фронту. Благотворительность. Введение
государством карточной системы снабжения в городе и разверстки в деревне. Война и реформы:
несбывшиеся ожидания. Нарастание экономического кризиса и смена общественных настроений:
от патриотического подъема к усталости и отчаянию от войны. Кадровая чехарда в правительстве.
Взаимоотношения представительной и исполнительной ветвей власти. «Прогрессивный блок» и
его программа. Распутинщина и десакрализация власти. Эхо войны на окраинах империи:
восстание в Средней Азии и Казахстане. Политические партии и война: оборонцы,
интернационалисты и «пораженцы». Влияние большевистской пропаганды. Возрастание роли
армии в жизни общества.
Великая российская революция 1917 г.
Российская империя накануне революции. Территория и население. Объективные и субъективные
причины обострения экономического и политического кризиса. Война как революционизирующий
фактор. Национальные и конфессиональные проблемы. Незавершенность и противоречия
модернизации. Основные социальные слои, политические партии и их лидеры накануне
революции. Основные этапы и хронология революции 1917 г. Февраль – март: восстание в
Петрограде и падение монархии. Конец российской империи. Реакция за рубежом. Отклики
внутри страны: Москва, периферия, фронт, национальные регионы. Революционная эйфория.
Формирование Временного правительства и программа его деятельности. Петроградский Совет
рабочих и солдатских депутатов и его декреты. Весна – лето: «зыбкое равновесие» политических
сил при росте влияния большевиков во главе с В.И. Лениным. Июльский кризис и конец
«двоевластия». православная церковь. Всероссийский Поместный собор и восстановление
патриаршества. Выступление Корнилова против Временного правительства. 1 сентября 1917 г.:
провозглашение России республикой. 25 октября (7 ноября по новому стилю): свержение

Временного правительства и взятие власти большевиками («октябрьская революция»). Создание
коалиционного правительства большевиков и левых эсеров. В.И. Ленин как политический деятель.
Первые революционные преобразования большевиков
Диктатура пролетариата как главное условие социалистических преобразований. Первые
мероприятия большевиков в политической и экономической сферах. Борьба за армию. Декрет о
мире и заключение Брестского мира. Отказ новой власти от финансовых обязательств Российской
империи. Национализация промышленности.
«Декрет о земле» и принципы наделения крестьян землей. Отделение церкви от государства и
школы от церкви.
Созыв и разгон Учредительного собрания
Слом старого и создание нового госаппарата. Советы как форма власти. Слабость центра и
формирование «многовластия» на местах. ВЦИК Советов. Совнарком. ВЧК по борьбе с
контрреволюцией и саботажем. Создание Высшего совета народного хозяйства (ВСНХ) и
территориальных совнархозов. Первая Конституция России 1918 г.
Гражданская война и ее последствия
Установление советской власти в центре и на местах осенью 1917 – весной 1918 г.: Центр,
Украина, Поволжье, Урал, Сибирь, Дальний Восток, Северный Кавказ и Закавказье, Средняя Азия.
Начало формирования основных очагов сопротивления большевикам. Ситуация на Дону. Позиция
Украинской Центральной рады. Восстание чехословацкого корпуса. Гражданская война как
общенациональная катастрофа. Человеческие потери. Причины, этапы и основные события
Гражданской войны. Военная интервенция. Палитра антибольшевистских сил: их характеристика
и взаимоотношения. Идеология Белого движения. Комуч, Директория, правительства А.В.
Колчака, А.И. Деникина и П.Н. Врангеля. Положение населения на территориях
антибольшевистских сил. Повстанчество в Гражданской войне. Будни села: «красные»
продотряды и «белые» реквизиции. Политика «военного коммунизма». Продразверстка,
принудительная трудовая повинность, сокращение роли денежных расчетов и административное
распределение товаров и услуг. «Главкизм». Разработка плана ГОЭЛРО. Создание регулярной
Красной Армии. Использование военспецов. Выступление левых эсеров. Террор «красный» и
«белый» и его масштабы. Убийство царской семьи. Ущемление прав Советов в пользу
чрезвычайных органов – ЧК, комбедов и ревкомов. Особенности Гражданской войны на Украине,
в Закавказье и Средней Азии, в Сибири и на Дальнем Востоке. Польско-советская война.
Поражение армии Врангеля в Крыму.
Причины победы Красной Армии в Гражданской войне. Вопрос о земле. Национальный фактор в
Гражданской войне. Декларация прав народов России и ее значение. Эмиграция и формирование
Русского зарубежья. Последние отголоски Гражданской войны в регионах в конце 1921–1922 гг.
Идеология и культура периода Гражданской войны и «военного коммунизма»
«Несвоевременные мысли» М. Горького. Создание Государственной комиссии по просвещению и
Пролеткульта. Наглядная агитация и массовая пропаганда коммунистических идей. «Окна сатиры
РОСТА». План монументальной пропаганды. Национализация театров и кинематографа. Издание
«Народной библиотеки». Пролетаризация вузов, организация рабфаков. Антирелигиозная
пропаганда и секуляризация жизни общества. Ликвидация сословных привилегий.
Законодательное закрепление равноправия полов. Повседневная жизнь и общественные
настроения. Городской быт: бесплатный транспорт, товары по карточкам, субботники и трудовые
мобилизации. Деятельность Трудовых армий. Комитеты бедноты и рост социальной
напряженности в деревне. Кустарные промыслы как средство выживания. Голод, «черный рынок»
и спекуляция. Проблема массовой детской беспризорности. Влияние военной обстановки на
психологию населения.
Наш край в годы революции и Гражданской войны.
Советский Союз в 1920–1930-е гг.
СССР в годы нэпа. 1921–1928
Катастрофические последствия Первой мировой и Гражданской войн. Демографическая ситуация
в начале 1920-х гг. Экономическая разруха. Голод 1921–1922 гг. и его преодоление. Реквизиция
церковного имущества, сопротивление верующих и преследование священнослужителей.
Крестьянские восстания в Сибири, на Тамбовщине, в Поволжье и др. Кронштадтское восстание.
Отказ большевиков от «военного коммунизма» и переход к новой экономической политике (нэп).
Использование рыночных механизмов и товарно-денежных отношений для улучшения

экономической ситуации. Замена продразверстки в деревне единым продналогом. Иностранные
концессии. Стимулирование кооперации. Финансовая реформа 1922–1924 гг. Создание Госплана и
разработка годовых и пятилетних планов развития народного хозяйства. Попытки внедрения
научной организации труда (НОТ) на производстве. Учреждение в СССР звания «Герой Труда»
(1927 г., с 1938 г. – Герой Социалистического Труда).
Предпосылки и значение образования СССР. Принятие Конституции СССР 1924 г. Ситуация в
Закавказье и Средней Азии. Создание новых национальных образований в 1920-е гг. Политика
«коренизации» и борьба по вопросу о национальном строительстве. Административнотерриториальные реформы 1920-х гг. Ликвидация небольшевистских партий и установление в
СССР однопартийной политической системы. Смерть В.И. Ленина и борьба за власть. В.И. Ленин
в оценках современников и историков. Ситуация в партии и возрастание роли партийного
аппарата. Роль И.В. Сталина в создании номенклатуры. Ликвидация оппозиции внутри ВКП(б) к
концу 1920-х гг. Социальная политика большевиков. Положение рабочих и крестьян.
Эмансипация женщин. Молодежная политика. Социальные «лифты». Становление системы
здравоохранения. Охрана материнства и детства. Борьба с беспризорностью и преступностью.
Организация детского досуга. Меры по сокращению безработицы. Положение бывших
представителей «эксплуататорских классов». Лишенцы. Деревенский социум: кулаки, середняки и
бедняки. Сельскохозяйственные коммуны, артели и ТОЗы. Отходничество. Сдача земли в аренду.
Советский Союз в 1929–1941 гг.
«Великий перелом». Перестройка экономики на основе командного администрирования.
Форсированная индустриализация: региональная и национальная специфика. Создание рабочих и
инженерных кадров. Социалистическое соревнование. Ударники и стахановцы. Ликвидация
частной торговли и предпринимательства. Кризис снабжения и введение карточной системы.
Коллективизация сельского хозяйства и ее трагические последствия. «Раскулачивание».
Сопротивление крестьян. Становление колхозного строя.
Создание МТС. Национальные и региональные особенности коллективизации. Голод в СССР в
1932–1933 гг. как следствие коллективизации. Крупнейшие стройки первых пятилеток в центре и
национальных республиках. Днепрострой, Горьковский автозавод. Сталинградский и Харьковский
тракторные заводы, Турксиб. Строительство Московского метрополитена. Создание новых
отраслей промышленности. Иностранные специалисты и технологии на стройках СССР.
Милитаризация народного хозяйства, ускоренное развитие военной промышленности. Результаты,
цена и издержки модернизации. Превращение СССР в аграрно-индустриальную державу.
Ликвидация безработицы. Успехи и противоречия урбанизации. Утверждение «культа личности»
Сталина. Малые «культы» представителей советской элиты и региональных руководителей.
Партийные органы как инструмент сталинской политики. Органы госбезопасности и их роль в
поддержании диктатуры. Ужесточение цензуры. Издание «Краткого курса истории ВКП(б)» и
усиление идеологического контроля над обществом. Введение паспортной системы. Массовые
политические репрессии 1937–1938 гг. «Национальные операции» НКВД. Результаты репрессий
на уровне регионов и национальных республик. Репрессии против священнослужителей. ГУЛАГ:
социально-политические и национальные характеристики его контингента. Роль принудительного
труда в осуществлении индустриализации и в освоении труднодоступных территорий. Советская
социальная и национальная политика 1930-х гг. Пропаганда и реальные достижения. Конституция
СССР 1936 г.
Культурное пространство советского общества в 1920–1930-е гг. Повседневная жизнь и
общественные настроения в годы нэпа. Повышение общего уровня жизни. Нэпманы и отношение
к ним в обществе. «Коммунистическое чванство». Падение трудовой дисциплины. Разрушение
традиционной морали. Отношение к семье, браку, воспитанию детей. Советские обряды и
праздники. Наступление на религию. «Союз воинствующих безбожников». Обновленческое
движение в церкви. Положение нехристианских конфессий.
Культура периода нэпа. Пролеткульт и нэпманская культура. Борьба с безграмотностью. Сельские
избы-читальни. Основные направления в литературе (футуризм) и архитектуре (конструктивизм).
Достижения в области киноискусства. Культурная революция и ее особенности в национальных
регионах. Советский авангард. Создание национальной письменности и смена алфавитов.
Деятельность Наркомпроса. Рабфаки. Культура и идеология. Академия наук и Коммунистическая
академия, Институты красной профессуры. Создание «нового человека». Пропаганда
коллективистских ценностей. Воспитание интернационализма и советского патриотизма.
Общественный энтузиазм периода первых пятилеток. Рабселькоры. Развитие спорта. Освоение

Арктики. Рекорды летчиков. Эпопея «челюскинцев». Престижность военной профессии и научноинженерного труда. Учреждение звания Герой Советского Союза (1934 г.) и первые награждения.
Культурная революция. От обязательного начального образования – к массовой средней школе.
Установление жесткого государственного контроля над сферой литературы и искусства. Создание
творческих союзов и их роль в пропаганде советской культуры. Социалистический реализм как
художественный метод. Литература и кинематограф 1930-х годов. Культура русского зарубежья.
Наука в 1930-е гг. Академия наук СССР. Создание новых научных центров: ВАСХНИЛ, ФИАН,
РНИИ и др. Выдающиеся ученые и конструкторы гражданской и военной техники. Формирование
национальной интеллигенции. Общественные настроения. Повседневность 1930-х годов.
Снижение уровня доходов населения по сравнению с периодом нэпа. Потребление и рынок.
Деньги, карточки и очереди. Из деревни в город: последствия вынужденного переселения и
миграции населения. Жилищная проблема. Условия труда и быта на стройках пятилеток.
Коллективные формы быта. Возвращение к «традиционным ценностям» в середине 1930-х гг.
Досуг в городе. Парки культуры и отдыха. ВСХВ в Москве. Образцовые универмаги. Пионерия и
комсомол. Военно-спортивные организации. Материнство и детство в СССР. Жизнь в деревне.
Трудодни. Единоличники. Личные подсобные хозяйства колхозников.
Внешняя политика СССР в 1920–1930-е годы. Внешняя политика: от курса на мировую
революцию к концепции «построения социализма в одной стране». Деятельность Коминтерна как
инструмента мировой революции. Проблема «царских долгов». Договор в Рапалло. Выход СССР
из международной изоляции. «Военная тревога» 1927 г. Вступление СССР в Лигу Наций.
Возрастание угрозы мировой войны. Попытки организовать систему коллективной безопасности в
Европе. Советские добровольцы в Испании и Китае. Вооруженные конфликты на озере Хасан,
реке Халхин-Гол и ситуация на Дальнем Востоке в конце 1930-х гг.
СССР накануне Великой Отечественной войны. Форсирование военного производства и освоения
новой техники. Ужесточение трудового законодательства. Нарастание негативных тенденций в
экономике. Мюнхенский договор 1938 г. и угроза международной изоляции СССР. Заключение
договора о ненападении между СССР и Германией в 1939 г. Включение в состав СССР Латвии,
Литвы и Эстонии; Бессарабии, Северной Буковины, Западной Украины и Западной Белоруссии.
Катынская трагедия. «Зимняя война» с Финляндией.
Наш край в 1920–1930-е гг.
Великая Отечественная война. 1941–1945
Вторжение Германии и ее сателлитов на территорию СССР. Первый период войны (июнь 1941 –
осень 1942). План «Барбаросса». Соотношение сил сторон на 22 июня 1941 г. Брестская крепость.
Массовый героизм воинов – всех народов СССР. Причины поражений Красной Армии на
начальном этапе войны. Чрезвычайные меры руководства страны, образование Государственного
комитета обороны. И.В. Сталин – Верховный главнокомандующий. Роль партии в мобилизации
сил на отпор врагу. Создание дивизий народного ополчения. Смоленское сражение. Наступление
советских войск под Ельней. Начало блокады Ленинграда. Оборона Одессы и Севастополя. Срыв
гитлеровских планов «молниеносной войны».
Битва за Москву. Наступление гитлеровских войск: Москва на осадном положении. Парад 7
ноября на Красной площади. Переход в контрнаступление и разгром немецкой группировки под
Москвой. Наступательные операции Красной Армии зимой–весной 1942 г. Неудача РжевскоВяземской операции. Битва за Воронеж. Итоги Московской битвы. Блокада Ленинграда. Героизм
и трагедия гражданского населения. Эвакуация ленинградцев. «Дорога жизни». Перестройка
экономики на военный лад. Эвакуация предприятий, населения и ресурсов. Введение норм
военной дисциплины на производстве и транспорте. Нацистский оккупационный режим.
«Генеральный план Ост». Массовые преступления гитлеровцев против советских граждан. Лагеря
уничтожения. Холокост. Этнические чистки на оккупированной территории СССР. Нацистский
плен. Уничтожение военнопленных и медицинские эксперименты над заключенными. Угон
советских людей в Германию. Разграбление и уничтожение культурных ценностей. Начало
массового сопротивления врагу. Восстания в нацистских лагерях. Развертывание партизанского
движения. Коренной перелом в ходе войны (осень 1942 – 1943 г.). Сталинградская битва.
Германское наступление весной–летом 1942 г. Поражение советских войск в Крыму. Битва за
Кавказ. Оборона Сталинграда. «Дом Павлова». Окружение неприятельской группировки под
Сталинградом и наступление на Ржевском направлении. Разгром окруженных под Сталинградом
гитлеровцев. Итоги и значение победы Красной Армии под Сталинградом. Битва на Курской дуге.

Соотношение сил. Провал немецкого наступления. Танковые сражения под Прохоровкой и
Обоянью. Переход советских войск в наступление. Итоги и значение Курской битвы. Битва за
Днепр. Освобождение Левобережной Украины и форсирование Днепра. Освобождение Киева.
Итоги наступления Красной армии летом–осенью 1943 г.
Прорыв блокады Ленинграда в январе 1943 г. Значение героического сопротивления Ленинграда.
Развертывание массового партизанского движения. Антифашистское подполье в крупных городах.
Значение партизанской и подпольной борьбы для победы над врагом. Сотрудничество с врагом:
формы, причины, масштабы. Создание гитлеровцами воинских формирований из советских
военнопленных. Генерал Власов и Русская освободительная армия. Судебные процессы на
территории СССР над военными преступниками и пособниками оккупантов в 1943–1946 гг.
Человек и война: единство фронта и тыла. «Всё для фронта, всё для победы!». Трудовой подвиг
народа. Роль женщин и подростков в промышленном и сельскохозяйственном производстве.
Самоотверженный труд ученых. Помощь населения фронту. Добровольные взносы в фонд
обороны. Помощь эвакуированным. Повседневность военного времени. Фронтовая
повседневность. Боевое братство. Женщины на войне. Письма с фронта и на фронт.
Повседневность в советском тылу. Военная дисциплина на производстве. Карточная система и
нормы снабжения в городах. Положение в деревне. Стратегии выживания в городе и на селе.
Государственные меры и общественные инициативы по спасению детей. Создание Суворовских и
Нахимовских училищ. Культурное пространство войны. Песня «Священная война» – призыв к
сопротивлению врагу. Советские писатели, композиторы, художники, ученые в условиях войны.
Фронтовые корреспонденты. Выступления фронтовых концертных бригад. Песенное творчество и
фольклор. Кино военных лет. Государство и церковь в годы войны. Избрание на патриарший
престол митрополита Сергия (Страгородского) в 1943 г. Патриотическое служение представителей
религиозных конфессий. Культурные и научные связи с союзниками. СССР и союзники. Проблема
второго фронта. Ленд-лиз. Тегеранская конференция 1943 г. Французский авиационный полк
«Нормандия-Неман», а также польские и чехословацкие воинские части на советско-германском
фронте.
Победа СССР в Великой Отечественной войне. Окончание Второй мировой войны. Завершение
освобождения территории СССР. Освобождение правобережной Украины и Крыма. Наступление
советских войск в Белоруссии и Прибалтике. Боевые действия в Восточной и Центральной Европе
и освободительная миссия Красной Армии. Боевое содружество советской армии и войск стран
антигитлеровской коалиции. Встреча на Эльбе. Битва за Берлин и окончание войны в Европе.
Висло-Одерская операция. Капитуляция Германии. Репатриация советских граждан в ходе войны
и после ее окончания. Война и общество. Военно-экономическое превосходство СССР над
Германией в 1944–1945 гг. Восстановление хозяйства в освобожденных районах. Начало
советского «Атомного проекта». Реэвакуация и нормализация повседневной жизни. ГУЛАГ.
Депортация «репрессированных народов». Взаимоотношения государства и церкви. Поместный
собор 1945 г. Антигитлеровская коалиция. Открытие Второго фронта в Европе. Ялтинская
конференция 1945 г.: основные решения и дискуссии. Обязательство Советского Союза выступить
против Японии. Потсдамская конференция. Судьба послевоенной Германии. Политика
денацификации, демилитаризации, демонополизации, демократизации (четыре «Д»). Решение
проблемы репараций. Советско-японская война 1945 г. Разгром Квантунской армии. Боевые
действия в Маньчжурии, на Сахалине и Курильских островах. Освобождение Курил. Ядерные
бомбардировки японских городов американской авиацией и их последствия. Создание ООН.
Конференция в Сан-Франциско в июне 1945 г. Устав ООН. Истоки «холодной войны».
Нюрнбергский и Токийский судебные процессы. Осуждение главных военных преступников.
Итоги Великой Отечественной и Второй мировой войны. Решающий вклад СССР в победу
антигитлеровской коалиции над фашизмом. Людские и материальные потери. Изменения
политической карты Европы.
Наш край в годы Великой Отечественной войны.
Апогей и кризис советской системы. 1945–1991 гг. «Поздний сталинизм» (1945–1953)
Влияние последствий войны на советскую систему и общество. Послевоенные ожидания и
настроения. Представления власти и народа о послевоенном развитии страны. Эйфория Победы.
Разруха. Обострение жилищной проблемы. Демобилизация армии. Социальная адаптация
фронтовиков. Положение семей «пропавших без вести» фронтовиков. Репатриация. Рост
беспризорности и решение проблем послевоенного детства. Рост преступности. Ресурсы и

приоритеты восстановления. Демилитаризация экономики и переориентация на выпуск
гражданской продукции. Восстановление индустриального потенциала страны. Сельское
хозяйство и положение деревни. Помощь не затронутых войной национальных республик в
восстановлении западных регионов СССР. Репарации, их размеры и значение для экономики.
Советский «атомный проект», его успехи и его значение. Начало гонки вооружений. Положение
на послевоенном потребительском рынке. Колхозный рынок. Государственная и коммерческая
торговля. Голод 1946–1947 гг. Денежная реформа и отмена карточной системы (1947 г.). Сталин и
его окружение. Ужесточение административно-командной системы. Соперничество в верхних
эшелонах власти. Усиление идеологического контроля. Послевоенные репрессии. «Ленинградское
дело». Борьба с «космополитизмом». «Дело врачей». Дело Еврейского антифашистского комитета.
Т.Д. Лысенко и «лысенковщина». Сохранение на период восстановления разрушенного хозяйства
трудового законодательства военного времени. Союзный центр и национальные регионы:
проблемы взаимоотношений. Положение в «старых» и «новых» республиках. Рост влияния СССР
на международной арене. Первые шаги ООН. Начало «холодной войны». «Доктрина Трумэна» и
«План Маршалла». Формирование биполярного мира. Советизация Восточной и Центральной
Европы. Взаимоотношения со странами «народной демократии». Создание Совета экономической
взаимопомощи. Конфликт с Югославией. Коминформбюро. Организация Североатлантического
договора (НАТО). Создание Организации Варшавского договора. Война в Корее.
И.В. Сталин в оценках современников и историков.
«Оттепель»: середина 1950-х – первая половина 1960-х
Смерть Сталина и настроения в обществе. Смена политического курса. Борьба за власть в
советском руководстве. Переход политического лидерства к Н.С. Хрущеву. Первые признаки
наступления «оттепели» в политике, экономике, культурной сфере. Начало критики сталинизма.
XX съезд КПСС и разоблачение «культа личности» Сталина. Реакция на доклад Хрущева в стране
и мире. Частичная десталинизация: содержание и противоречия. Внутрипартийная
демократизация. Начало реабилитации жертв массовых политических репрессий и смягчение
политической цензуры. Возвращение депортированных народов. Особенности национальной
политики. Попытка отстранения Н.С. Хрущева от власти в 1957 г. «Антипартийная группа».
Утверждение единоличной власти Хрущева.
Культурное пространство и повседневная жизнь. Изменение общественной атмосферы.
«Шестидесятники». Литература, кинематограф, театр, живопись: новые тенденции. Поэтические
вечера в Политехническом музее. Образование и наука. Приоткрытие «железного занавеса».
Всемирный фестиваль молодежи и студентов 1957 г. Популярные формы досуга. Развитие
внутреннего и международного туризма. Учреждение Московского кинофестиваля. Роль
телевидения в жизни общества. Легитимация моды и попытки создания «советской моды».
Неофициальная культура. Неформальные формы общественной жизни: «кафе» и «кухни».
«Стиляги». Хрущев и интеллигенция. Антирелигиозные кампании. Гонения на церковь.
Диссиденты. Самиздат и «тамиздат».
Социально-экономическое развитие. Экономическое развитие СССР. «Догнать и перегнать
Америку». Попытки решения продовольственной проблемы. Освоение целинных земель. Научнотехническая революция в СССР. Перемены в научно-технической политике. Военный и
гражданский секторы экономики. Создание ракетно-ядерного щита. Начало освоения космоса.
Запуск первого спутника Земли. Исторические полеты Ю.А. Гагарина и первой в мире женщиныкосмонавта В.В. Терешковой. Первые советские ЭВМ. Появление гражданской реактивной
авиации. Влияние НТР на перемены в повседневной жизни людей. Реформы в промышленности.
Переход от отраслевой системы управления к совнархозам. Расширение прав союзных республик.
Изменения в социальной и профессиональной структуре советского общества к началу 1960-х гг.
Преобладание горожан над сельским населением. Положение и проблемы рабочего класса,
колхозного крестьянства и интеллигенции. Востребованность научного и инженерного труда.
Расширение системы ведомственных НИИ. ХХII Съезд КПСС и программа построения
коммунизма в СССР. Воспитание «нового человека». Бригады коммунистического труда.
Общественные формы управления. Социальные программы. Реформа системы образования.
Движение к «государству благосостояния»: мировой тренд и специфика советского «социального
государства». Общественные фонды потребления. Пенсионная реформа. Массовое жилищное
строительство. «Хрущевки». Рост доходов населения и дефицит товаров народного потребления.
Внешняя политика. Новый курс советской внешней политики: от конфронтации к диалогу. Поиски

нового международного имиджа страны. СССР и страны Запада. Международные военнополитические кризисы, позиция СССР и стратегия ядерного сдерживания (Суэцкий кризис 1956 г.,
Берлинский кризис 1961 г., Карибский кризис 1962 г.).
СССР и мировая социалистическая система. Венгерские события 1956 г. Распад колониальных
систем и борьба за влияние в «третьем мире». Конец «оттепели». Нарастание негативных
тенденций в обществе. Кризис доверия власти. Новочеркасские события. Смещение Н.С. Хрущева
и приход к власти Л.И. Брежнева. Оценка Хрущева и его реформ современниками и историками.
Наш край в 1953–1964 гг.
Советское общество в середине 1960-х – начале 1980-х
Приход к власти Л.И. Брежнева: его окружение и смена политического курса. Поиски
идеологических ориентиров. Десталинизация и ресталинизация. Экономические реформы 1960-х
гг. Новые ориентиры аграрной политики. «Косыгинская реформа». Конституция СССР 1977 г.
Концепция «развитого социализма». Попытки изменения вектора социальной политики. Уровень
жизни: достижения и проблемы. Нарастание застойных тенденций в экономике и кризис
идеологии. Рост теневой экономики. Ведомственный монополизм. Замедление темпов развития.
Исчерпание потенциала экстенсивной индустриальной модели. Новые попытки реформирования
экономики. Рост масштабов и роли ВПК. Трудности развития агропромышленного комплекса.
Советские научные и технические приоритеты. МГУ им М.В. Ломоносова. Академия наук СССР.
Новосибирский Академгородок. Замедление научно-технического прогресса в СССР. Отставание
от Запада в производительности труда. «Лунная гонка» с США. Успехи в математике. Создание
топливно-энергетического комплекса (ТЭК).
Культурное пространство и повседневная жизнь. Повседневность в городе и в деревне. Рост
социальной мобильности. Миграция населения в крупные города и проблема «неперспективных
деревень». Популярные формы досуга населения. Уровень жизни разных социальных слоев.
Социальное и экономическое развитие союзных республик. Общественные настроения. Трудовые
конфликты и проблема поиска эффективной системы производственной мотивации. Отношение к
общественной собственности. «Несуны». Потребительские тенденции в советском обществе.
Дефицит и очереди.
Идейная и духовная жизнь советского общества. Развитие физкультуры и спорта в СССР.
Олимпийские игры 1980 г. в Москве. Литература и искусство: поиски новых путей. Авторское
кино. Авангардное искусство. Неформалы (КСП, движение КВН и др.). Диссидентский вызов.
Первые правозащитные выступления. А.Д. Сахаров и А.И. Солженицын. Религиозные искания.
Национальные движения. Борьба с инакомыслием. Судебные процессы. Цензура и самиздат.
Внешняя политика. Новые вызовы внешнего мира. Между разрядкой и конфронтацией.
Возрастание международной напряженности. «Холодная война» и мировые конфликты.
«Доктрина Брежнева». «Пражская весна» и снижение международного авторитета СССР.
Конфликт с Китаем. Достижение военно-стратегического паритета с США. Политика «разрядки».
Сотрудничество с США в области освоения космоса. Совещание по безопасности и
сотрудничеству в Европе (СБСЕ) в Хельсинки. Ввод войск в Афганистан. Подъем
антикоммунистических настроений в Восточной Европе. Кризис просоветских режимов. Л.И.
Брежнев в оценках современников и историков.
Наш край в 1964–1985 гг.
Политика «перестройки». Распад СССР (1985–1991)
Нарастание кризисных явлений в социально-экономической и идейно-политической сферах.
Резкое падение мировых цен на нефть и его негативные последствия для советской экономики.
М.С. Горбачев и его окружение: курс на реформы. Антиалкогольная кампания 1985 г. и ее
противоречивые результаты. Чернобыльская трагедия. Реформы в экономике, в политической и
государственной сферах. Законы о госпредприятии и об индивидуальной трудовой деятельности.
Появление коммерческих банков. Принятие закона о приватизации государственных предприятий.
Гласность и плюрализм мнений. Политизация жизни и подъем гражданской активности населения.
Массовые митинги, собрания. Либерализация цензуры. Общественные настроения и дискуссии в
обществе. Отказ от догматизма в идеологии. Концепция социализма «с человеческим лицом».
Вторая волна десталинизации. История страны как фактор политической жизни. Отношение к
войне в Афганистане. Неформальные политические объединения. «Новое мышление» Горбачева.
Отказ от идеологической конфронтации двух систем и провозглашение руководством СССР

приоритета общечеловеческих ценностей над классовым подходом. Изменения в советской
внешней политике. Односторонние уступки Западу. Роспуск СЭВ и организации Варшавского
договора. Объединение Германии. Начало вывода советских войск из Центральной и Восточной
Европы. Завершение «холодной войны». Отношение к М.С. Горбачеву и его внешнеполитическим
инициативам внутри СССР и в мире. Демократизация советской политической системы. XIX
конференция КПСС и ее решения. Альтернативные выборы народных депутатов. Съезды
народных депутатов – высший орган государственной власти. Первый съезд народных депутатов
СССР и его значение. Образование оппозиционной Межрегиональной депутатской группы.
Демократы «первой волны», их лидеры и программы. Раскол в КПСС. Подъем национальных
движений, нагнетание националистических и сепаратистских настроений. Проблема Нагорного
Карабаха и попытки ее решения руководством СССР. Обострение межнационального
противостояния: Закавказье, Прибалтика, Украина, Молдавия. Позиция республиканских лидеров
и национальных элит. Последний этап «перестройки»: 1990–1991 гг. Отмена 6-й статьи
Конституции СССР о руководящей роли КПСС. Становление многопартийности. Кризис в КПСС
и создание Коммунистической партии РСФСР. Первый съезд народных депутатов РСФСР и его
решения. Б.Н. Ельцин – единый лидер демократических сил. Противостояние союзной (Горбачев)
и российской (Ельцин) власти. Введение поста президента и избрание М.С. Горбачева
Президентом СССР. Учреждение в РСФСР Конституционного суда и складывание системы
разделения властей. Дестабилизирующая роль «войны законов» (союзного и республиканского
законодательства). Углубление политического кризиса.
Усиление центробежных тенденций и угрозы распада СССР. Провозглашение независимости
Литвой, Эстонией и Латвией. Ситуация на Северном Кавказе. Декларация о государственном
суверенитете РСФСР. Дискуссии о путях обновлении Союза ССР. План «автономизации» –
предоставления автономиям статуса союзных республик. Ново-Огаревский процесс и попытки
подписания нового Союзного договора. «Парад суверенитетов». Референдум о сохранении СССР
и введении поста президента РСФСР. Избрание Б.Н. Ельцина президентом РСФСР. Превращение
экономического кризиса в стране в ведущий политический фактор. Нарастание
разбалансированности в экономике. Государственный и коммерческий секторы. Конверсия
оборонных предприятий. Введение карточной системы снабжения. Реалии 1991 г.:
конфискационная денежная реформа, трехкратное повышение государственных цен, пустые полки
магазинов и усталость населения от усугубляющихся проблем на потребительском рынке.
Принятие принципиального решения об отказе от планово-директивной экономики и переходе к
рынку. Разработка союзным и российским руководством программ перехода к рыночной
экономике. Радикализация общественных настроений. Забастовочное движение. Новый этап в
государственно-конфессиональных отношениях.
Августовский политический кризис 1991 г. Планы ГКЧП и защитники Белого дома. Победа
Ельцина. Ослабление союзной власти и влияния Горбачева. Распад КПСС. Ликвидация союзного
правительства и центральных органов управления, включая КГБ СССР. Референдум о
независимости Украины. Оформление фактического распада СССР и создание СНГ (Беловежское
и Алма-Атинское соглашения). Реакция мирового сообщества на распад СССР. Решение
проблемы советского ядерного оружия. Россия как преемник СССР на международной арене.
Горбачев, Ельцин и «перестройка» в общественном сознании.
М.С. Горбачев в оценках современников и историков.
Наш край в 1985–1991 гг.
Российская Федерация в 1992–2012 гг.
Становление новой России (1992–1999)
Б.Н. Ельцин и его окружение. Общественная поддержка курса реформ. Взаимодействие ветвей
власти на первом этапе преобразований. Предоставление Б.Н. Ельцину дополнительных
полномочий для успешного проведения реформ. Правительство реформаторов во главе с Е.Т.
Гайдаром. Начало радикальных экономических преобразований. Либерализация цен. «Шоковая
терапия». Ваучерная приватизация. Долларизация экономики. Гиперинфляция, рост цен и падение
жизненного уровня населения. Безработица. «Черный» рынок и криминализация жизни. Рост
недовольства граждан первыми результатами экономических реформ. Особенности
осуществления реформ в регионах России.
От сотрудничества к противостоянию исполнительной и законодательной власти в 1992–1993 гг.
Решение Конституционного суда РФ по «делу КПСС». Нарастание политико-конституционного

кризиса в условиях ухудшения экономической ситуации. Апрельский референдум 1993 г. –
попытка правового разрешения политического кризиса. Указ Б.Н. Ельцина № 1400 и его оценка
Конституционным судом. Возможность мирного выхода из политического кризиса. «Нулевой
вариант». Позиция регионов. Посреднические усилия Русской православной церкви. Трагические
события осени 1993 г. в Москве. Обстрел Белого дома. Последующее решение об амнистии
участников октябрьских событий 1993 г. Всенародное голосование (плебисцит) по проекту
Конституции России 1993 года. Ликвидация Советов и создание новой системы государственного
устройства. Принятие Конституции России 1993 года и ее значение. Полномочия президента как
главы государства и гаранта Конституции. Становление российского парламентаризма.
Разделение властей. Проблемы построения федеративного государства. Утверждение
государственной символики.
Итоги радикальных преобразований 1992–1993 гг. Обострение межнациональных и
межконфессиональных отношений в 1990-е гг. Подписание Федеративного договора (1992) и
отдельных соглашений центра с республиками. Договор с Татарстаном как способ восстановления
федеративных отношений с республикой и восстановления территориальной целостности страны.
Взаимоотношения Центра и субъектов Федерации. Опасность исламского фундаментализма.
Восстановление конституционного порядка в Чеченской Республике. Корректировка курса
реформ и попытки стабилизации экономики. Роль иностранных займов. Проблема сбора налогов и
стимулирования инвестиций. Тенденции деиндустриализации и увеличения зависимости
экономики от мировых цен на энергоносители. Сегментация экономики на производственный и
энергетический секторы. Положение крупного бизнеса и мелкого предпринимательства. Ситуация
в российском сельском хозяйстве и увеличение зависимости от экспорта продовольствия.
Финансовые пирамиды и залоговые аукционы. Вывод денежных активов из страны. Дефолт 1998
г. и его последствия. Повседневная жизнь и общественные настроения россиян в условиях реформ.
Общественные настроения в зеркале социологических исследований. Представления о
либерализме и демократии. Проблемы формирования гражданского общества. Свобода СМИ.
Свобода предпринимательской деятельности. Возможность выезда за рубеж. Безработица и
деятельность профсоюзов. Кризис образования и науки. Социальная поляризация общества и
смена ценностных ориентиров. Безработица и детская беспризорность. «Новые русские» и их
образ жизни. Решение проблем социально незащищенных слоев. Проблемы русскоязычного
населения в бывших республиках СССР.
Новые приоритеты внешней политики. Мировое признание новой России суверенным
государством. Россия – правопреемник СССР на международной арене. Значение сохранения
Россией статуса ядерной державы. Взаимоотношения с США и странами Запада. Подписание
Договора СНВ-2 (1993). Присоединение России к «большой семерке». Усиление антизападных
настроений как результат бомбежек Югославии и расширения НАТО на Восток. Россия на
постсоветском пространстве. СНГ и союз с Белоруссией. Военно-политическое сотрудничество в
рамках СНГ. Восточный вектор российской внешней политики в 1990-е гг. Российская
многопартийность и строительство гражданского общества. Основные политические партии и
движения 1990-х гг., их лидеры и платформы. Кризис центральной власти. Президентские выборы
1996 г. Политтехнологии.
«Семибанкирщина». «Олигархический» капитализм. Правительства В.С. Черномырдина и Е.М.
Примакова. Обострение ситуации на Северном Кавказе. Вторжение террористических
группировок с территории Чечни в Дагестан. Выборы в Государственную Думу 1999 г.
Добровольная отставка Б.Н. Ельцина.
Б.Н. Ельцин в оценках современников и историков.
Наш край в 1992–1999 гг.
Россия в 2000-е: вызовы времени и задачи модернизации
Политические и экономические приоритеты. Первое и второе президентства В.В. Путина.
Президентство Д.А. Медведева. Президентские выборы 2012 г. Избрание В.В. Путина
президентом. Государственная Дума. Многопартийность. Политические партии и электорат.
Федерализм и сепаратизм. Восстановление единого правового пространства страны.
Разграничение властных полномочий центра и регионов. Террористическая угроза. Построение
вертикали власти и гражданское общество. Стратегия развития страны. Экономическое развитие в
2000-е годы. Финансовое положение. Рыночная экономика и монополии. Экономический подъем
1999–2007 гг. и кризис 2008 г. Структура экономики, роль нефтегазового сектора и задачи

инновационного развития. Сельское хозяйство. Россия в системе мировой рыночной экономики.
Человек и общество в конце XX – начале XXI в. Новый облик российского общества после
распада СССР. Социальная и профессиональная структура. Занятость и трудовая миграция.
Миграционная политика. Основные принципы и направления государственной социальной
политики. Реформы здравоохранения. Пенсионные реформы. Реформирование образования и
науки и его результаты. Особенности развития культуры. Демографическая статистика. Снижение
средней продолжительности жизни и тенденции депопуляции. Государственные программы
демографического возрождения России. Разработка семейной политики и меры по поощрению
рождаемости. Пропаганда спорта и здорового образа жизни. Олимпийские и паралимпийские
зимние игры 2014 г. в Сочи. Повседневная жизнь. Качество, уровень жизни и размеры доходов
разных слоев населения. Общественные представления и ожидания в зеркале социологии.
Постановка государством вопроса о социальной ответственности бизнеса.
Модернизация бытовой сферы. Досуг. Россиянин в глобальном информационном пространстве:
СМИ, компьютеризация, Интернет. Массовая автомобилизация.
Внешняя политика в конце XX – начале XXI в. Внешнеполитический курс В.В. Путина.
Постепенное восстановление лидирующих позиций России в международных отношениях.
Современная концепция российской внешней политики в условиях многополярного мира. Участие
в международной борьбе с терроризмом и в урегулировании локальных конфликтов.
Центробежные и партнерские тенденции в СНГ. СНГ и ЕврАзЭС. Отношения с США и
Евросоюзом. Вступление России в Совет Европы. Деятельность «большой двадцатки».
Переговоры о вступлении в ВТО. Дальневосточное и другие направления политики России.
Культура и наука России в конце XX – начале XXI в. Повышение общественной роли СМИ как
«четвертой власти». Коммерциализация культуры. Ведущие тенденции в развитии образования и
науки. Система платного образования. Сокращение финансирования науки, падение престижа
научного труда. «Утечка мозгов» за рубеж. Основные достижения российских ученых и
невостребованность результатов их открытий. Религиозные конфессии и повышение их роли в
жизни страны. Предоставление церкви налоговых льгот. Передача государством зданий и
предметов культа для религиозных нужд. Особенности развития современной художественной
культуры: литературы, киноискусства, театра, изобразительного искусства. Процессы
глобализации и массовая культура.
Наш край в 2000–2012 гг.

3. Тематическое планирование
Тематическое планирование курса «История» в 10 классе (68 ч.)
Всеобщая история (16 ч.), История России (52 ч.)
№
Наименование разделов, наименование тем
п/п
Раздел 1. Россия и мир накануне и в годы Первой мировой
войны.
1.
Мир накануне Первой мировой войны
2.
Империализм. Милитаризация европейских обществ
3.
Урок 3. Предпосылки и причины Первой мировой войны. Военнополитические союзы. Антанта и Тройственный союз.
4.
Первая мировая война. Военные действия 1914,1915 гг.
5.
Первая мировая война. Военные действия 1916,1917 гг
6.
Роль России в первой мировой войне. Власть и общество в годы
войны
7.
Итоги Первой мировой войны. Европейские революции 19181919гг.
8.
Итоги Первой мировой войны. Распад империй, образование новых
государств.
9.
Версальско-Вашингтонская система договоров. Парижская мирная
конференция.
10.
Вашингтонская конференция. Лига Наций.
11.
Повторительно-обобщающий урок по разделу "Россия и мир в
Первой мировой войне". Представление проектов.
Раздел 2. Россия в годы «великих потрясений» 1914-1921гг
12.
Великая Российская революция: Февраль 1917г. Двоевластие.
13.
Великая Российская революция: кризисы Временного
правительства
14.
Великая Российская революция: Август - Октябрь 1917г
15.
Великая Российская революция: Октябрь 1917г
16.
Первые революционные преобразования большевиков
17.
Политика военного коммунизма
18.
Гражданская война. 1918- 20 гг
19.
Гражданская война и иностранная интервенция
20.
Идеология и культура периода Гражданской войны
21.
Урок 10. Повторительно-обобщающий урок по разделу "Великая
российская революция. Гражданская война". Представление
проектов
Раздел 3. Мир в межвоенный период. (1920-1939).
22.
Урок 1. Страны Запада в 1920-е гг. США, Великобритания,
Франция, Германия
23.
Мировой экономический кризис 1929-1933 гг. "Великая депрессия"
24.
Страны Запада в 1930-е гг. США :"Новый курс" Ф. Рузвельта.
Великобритания :"Национальное правительство"
25. ▪ Нарастание радикализма в мире. Фашистский режим в Италии.
Установление нацистской диктатуры в Германии.
26.
Борьба с фашизмом. Народный фронт во Франции и Испании.
Гражданская война в Испании.
27.
Восток в первой половине XX века
28.
Развитие культуры в первой трети XX века

Количество
часов
11 ч
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
10 ч
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
7ч
1
1
1
1
1
1
1

29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.

37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.

48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.

Раздел 4. Советская Россия в годы НЭПа.
Экономический и политический кризис начала 1920-х годов и
переход к НЭПу
Экономика НЭПа. Цели и содержание.
НЭП. Достижения и проблемы
Образование СССР и национальная политика в 1920-е гг.
Политическое развитие в 1920-е годы.
Международное положение и внешняя политика в 1920-е гг.
Культурное пространство советского общества в 1920-е гг.
Повторительно-обобщающий урок по разделу "Советская Россия в
годы НЭПа". Представление проектов.
Раздел 5. Советский Союз в 1929-1941 гг.
Великий Перелом. Индустриализация
Цена успехов сталинской модернизации
Дискуссии о пути развития советской деревни. Политика
сплошной коллективизации
Урок 4. Становление колхозного строя. Достижения и потери
Политическая система в 1930- е годы
Советская национальная политика в 1930-е гг
Культурное пространство советского общества в 1930-е гг.
Советская наука и система образования
Урок 8. Культурное пространство советского общества в 1930-е гг.
Советское искусство
СССР и мировое сообщество в 1930 годы. Выход из
международной изоляции
СССР и мировое сообщество в 1930 годы. Деятельность
Коминтерна
Повторительно-обобщающий урок. Представление проектов
Раздел 6. Вторая мировая война и Великая Отечественная
война
Международные отношения в конце 1930 – гг. Политика
умиротворения агрессора
Вторая мировая война. Основные этапы и события.
Вторая мировая война. Создание Антигитлеровской коалиции.
Конференции лидеров.
СССР накануне Великой Отечественной войны
Начальный период войны (22 июня 1941 – ноябрь 1942). Причины
неудач.
Жизнь и борьба на территориях оккупированных нацистскими
захватчиками
Поражения и победы 1942 г. Предпосылки коренного перелома.
Начало Сталинградской битвы
Поражения и победы 1942 г. Предпосылки коренного перелома.
Битва за Кавказ
Человек и война: «Все для фронта, все для Победы»
Человек и война: Вклад деятелей искусства и науки в дело Великой
Победы
Второй период войны. Коренной перелом в ходе ВОВ (ноябрь 1942
-1943). Разгром немецких войск под Сталинградом
Второй период войны. Коренной перелом в ходе ВОВ (ноябрь 1942
-1943). Битва на Курской дуге.

8ч
1
1
1
1
1
1
1
1
11 ч
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
21 ч
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

60.
61.
62.
63.
64.
65.
66.
67.
68.

Второй период войны. Коренной перелом в ходе ВОВ (ноябрь 1942
-1943). Битва за Днепр
Народы СССР в борьбе с фашизмом. Прорыв и снятие блокады
Ленинграда
Завершающий период войны. Победа СССР в Великой
Отечественной войне.
Завершающий период войны. Разгром милитаристской Японии.
Окончание Второй мировой войны. Потсдамская конференция.
Итоги Великой Отечественной и Второй мировой войны.
Послевоенное урегулирование миропорядка.
Повторительно-обобщающий урок. Представление проектов.
Повторительно-обобщающий урок.

1
1
1
1
1
1
1
1
1

Тематическое планирование курса «История» в 11 классе (68 ч.)
Всеобщая история (20 ч.), История России (48 ч.)
№
Разделы и темы уроков
п/п
Раздел 1. Соревнование социальных систем

Кол-во
часов
17

Истоки «холодной войны» и создание военно-политических блоков
Крушение колониализма, локальные конфликты и международная
безопасность
Партнерство и соперничество сверхдержав. Кризис политики
«холодной войны»
Становление социально ориентированной рыночной экономики в
странах Западной Европы и США
Страны Запада на завершающем этапе индустриального общества
Неоконсервативный поворот и возникновение информационного
общества
Восточная Европа: долгий путь к демократии
Интеграционные процессы в Западной Европе и Северной Америке
Развитие государств на постсоветском пространстве

1
1

Япония и новые индустриальные страны
Китай на пути модернизации и реформирования
Индия во второй половине ХХ – начале XXI в.
Исламский мир: единство и многообразие
Африка к югу от Сахары: опыт независимого развития
Латинская Америка: между авторитаризмом и демократией
Повторительно-обобщающий урок по теме: «Мир во второй половине
ХХ – начале XXI в.»
17 Повторительно-обобщающий урок по теме: «Пути модернизации в
Азии, Африке и Латинской Америке». Представление проектов
Раздел 2. Апогей и кризис советской системы. 1945–1991 гг.
18 Место и роль СССР в послевоенном мире
19
20 Восстановление и развитие экономики
21
22 Изменения в политической системе в послевоенные годы
23
24 Идеология, наука и культура в послевоенные годы
25 Национальный вопрос и национальная политика в послевоенном СССР
26 Внешняя политика СССР в условиях начала «холодной войны»
27
28 Послевоенная повседневность
29 Смена политического курса
30
31 Экономическое и социальное развитие в середине 1950-х – середине
32 1960-х гг.
33 Культурное пространство и повседневная жизнь в середине 1950-х –
середине 1960-х гг.
34 Политика мирного сосуществования в 1950-х – первой половине 196035 х гг.

1
1
1
1
1
1
1

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16

1
1
1
1
1
1
1

1
34
2
2
2
1
1
2
1
2
2
1
2

36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49

Политическое развитие в 1960-х – середине 1980-х гг.
Социально-экономическое развитие страны в 1960-х – середине 1980-х
гг.
Национальная политика и национальные движения в 1960-х – середине
1980-х гг.
Культурное пространство и повседневная жизнь во второй половине
1960-х – первой половине 1980-х гг.
Политика разрядки международной напряжённости

1
1

СССР и мир в начале 1980-х гг. Предпосылки реформ

1

Социально-экономическое развитие СССР в 1985–1991 гг.
Перемены в духовной сфере жизни в годы перестройки
Реформа политической системы
Новое политическое мышление и перемены во внешней политике

1
1
1
2

Национальная политика и подъём национальных движений
Национальная политика и подъём национальных движений. Распад
СССР
50 Повторительно-обобщающий урок по теме: «Апогей и кризис
51 советской системы. 1945–1991 гг.»
Представление проектов.
Раздел 3. Российская Федерация
52 Российская экономика на пути к рынку
53 Политическое развитие Российской Федерации в 1990-е гг.
Конституция РФ 1993 г.
54 Политическое развитие Российской Федерации в 1990-е гг.
Многопартийность и строительство гражданского общества
55 Межнациональные отношения и национальная политика в 1990-е гг.
56 Духовная жизнь страны в 1990-е гг.
57 Геополитическое развитие и внешняя политика в 1990-е гг.
58 Политическая жизнь России в начале XXI в.
59 Экономика России в начале XXI в.
60 Повседневная и духовная жизнь
61 Внешняя политика России в начале XXI в.
62 Россия в 2008–2018 гг.
63 Повторительно-обобщающий урок по теме: «Российская Федерация».
Представление проектов
Раздел 4. Современный мир
64 Научно-технический прогресс и общественно-политическая мысль
65 Основные направления в искусстве и массовая культура
66 Основные проблемы развития современного общества
67– Итоговое повторение по теме: Россия и мир в ХХ – начале XXI в.
68 Урок представления проекта.

1
1
2

1
2

12
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
3+2
1
1
1
2


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».