МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №92
Приложение к основной образовательной программе
СОО Приказ №125-о от 1.09.2021 года
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета
«География»
10-11 классы
Рабочая программа по курсу
«География»
10-11 классы
ЛИЧНОСТНЫЕ,
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
И
ПРЕДМЕТНЫЕ
Освоение программы по географии в средней школе предусматривает достижение
следующих личностных результатов:
1) сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, любви к
Отечеству и уважения к своему народу, чувства ответственности и долга перед Родиной,
гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа
России, уверенности в его великом будущем, готовности к служению Отечеству в различных
видах гражданской и профессиональной деятельности;
2) сформированность гражданской позиции выпускника как сознательного,
активного и ответственного члена российского общества, уважающего закон и правопорядок,
осознающего и принимающего свою ответственность за благосостояние общества,
обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные
национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности,
ориентированного на поступательное развитие и совершенствованиероссийского гражданского
общества в контексте прогрессивных мировых процессов, способного противостоять
социально опасным и враждебным явлениям в общественной жизни;
3) готовность к защите Отечества, к службе в Вооружённых Силах Российской Федерации;
4)
сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики, основанному на диалоге культур, различных
форм общественного сознания — науки, искусства, морали, религии, правосознания,
понимание своего места в поликультурном мире;
5) сформированность основ личностного саморазвития и самовоспитания в обществе
на основе общечеловеческих нравственных ценностей и идеалов российского гражданского
общества с учётом вызовов, стоящих перед Россией и всем человечеством; готовность и
способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности (образовательной,
учебно-исследовательской, коммуникативнойи др.);
6) сформированность толерантности сознания и поведения личности в
поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в
нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
7) сформированность навыков социализации и продуктивного сотрудничества со
сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, учебно- инновационной и других видах деятельности;
8) сформированность нравственного сознания, чувств и поведения на основе
сознательного усвоения общечеловеческих нравственных ценностей (любовь к человеку,
доброта, милосердие, равноправие, справедливость, ответственность, свобода выбора, честь,
достоинство, совесть, честность, долг), компетентность в решении моральных дилемм и
осуществлении нравственного выбора; приобретение опыта нравственно ориентированной
общественной деятельности;
9) готовность и способность к образованию и самообразованию в течение всей жизни;
сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной
профессиональной и общественной деятельности;
10) сформированность основ эстетической деятельности как части духовнопрактического освоения действительности в форме восприятия и творческого созидания,
включая эстетику быта, образования, научного и технического творчества, спорта,
общественных отношений, отношения к природе;
11) принятие и реализация ценностей здорового и безопасно- го образа жизни
(потребность в занятиях физкультурой и спортивно-оздоровительной деятельностью,
отрицательное отношение к употреблению
алкоголя, наркотиков, курению); бережное, ответственное и компетентное отношение к
физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение
осуществлять профилактику и оказывать первичную медицинскую помощь, знание основных
оздоровительных технологий;
12) осознанный выбор будущей профессии на основе пони- мания её ценностного
РЕЗ
содержания и возможностей реализации собственных жизненных планов; гражданское
отношение к профессиональной деятельности как возможности личного участия в решении
общественных, государственных, общенациональных проблем;
13) основы экологического мышления, осознание влияния общественной
нравственности и социально- экономических процессов на состояние природной среды;
приобретение опыта природоохранной деятельности;
14) ответственное отношение к созданию семьи и будущему родительству на основе
осознанного принятия ценностей семейной жизни — любви, равноправия, заботы,
ответственности — и их реализация в отношении членов своей семьи.
Метапредметные результаты освоения программы по географии выпускниками
старшей школы должны отражать:
1) умение самостоятельно определять цели и составлять планы в различных сферах
деятельности, осознавая приоритетные и второстепенные задачи; самостоятельно
осуществлять, контролировать и корректировать учебную, внеурочную и внешкольную
деятельность с учётом предварительного планирования; использовать различные ресурсы для
достижения целей; выбирать успешные стратегии в трудных ситуациях;
2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать с коллегами по совместной
деятельности, учитывать позиции другого (совместное целеполагание и планирование общих
способов работы на основе прогнозирования, контроль и коррекция хода и результатов
совместной деятельности), эффективно разрешать конфликты;
3) владение навыками исследовательской и проектной деятельности (определение
целей и задач, планирование проведения исследования, формулирование гипотез и плана их
проверки; осуществление наблюдений и экспериментов, использование количественных и
качественных методов обработки и анализа
полученных данных; построение доказательств в отношении выдвинутых гипотез и
формулирование выводов; представление результатов исследования в заданном формате,
составление текста отчёта и презентации с использованием информационных и
коммуникационных технологий);
4) готовность и способность к информационной деятельности (поиск информации и
самостоятельный отбор источников информации в соответствии с поставленными целями и
задача- ми; умение систематизировать информацию по заданным при знакам, критически
оценить и интерпретировать информацию; умение хранить, защищать, передавать и
обрабатывать информацию, умение переводить визуальную информацию в вербальную
знаковую систему и наоборот ; умение включать внешкольную информацию в процесс общего
базового образования);
5) умение строить логическое доказательство;
6) умение определять назначение и функции различных социальных институтов,
ориентироваться в социально-политических и экономических событиях, оценивать их
последствия, самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию
поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей;
7) умение использовать, создавать и преобразовывать различные символьные записи,
схемы и модели для решения познавательных и учебных задач в различных предметных
областях, исследовательской и проектной деятельности;
8) умение понимать значение языка в сохранении и развитии духовной культуры;
знание роли и особенностей естественных, формализованных и формальных языков как
средств коммуникации; использование языковых средств в соответствии с целями и задачами
деятельности.
Предметные результаты на базовом уровне изучения географии в средней (полной)
школе должны быть ориентированы на освоение обучающимися систематических
знаний и способов действий, присущих географии, а также поддерживать избранное
обучающимися направление образования. Предметные результаты на базовом уровне
должны отражать:
1) владение представлениями о современной географической науке, её участии в
решении важнейших проблем человечества;
2) владение географическим мышлением для определения географических аспектов
природных, социально-экономических и экологических процессов и проблем;
3) сформированность системы комплексных социально ориентированных
географических знаний о закономерностях развития природы, размещения населения и
хозяйства, о динамике и территориальных особенностях процессов, протекающих в
географическом пространстве;
4) владение умениями проведения наблюдений за отдельными географическими
объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и
антропогенных воздействий;
5) владение умениями использовать карты разного содержания для выявления
закономерностей и тенденций, получения нового географического знания о природных,
социально-экономических и экологических процессах и явлениях;
6) владение умениями географического анализа и интерпретации разнообразной информации;
7) владение умениями применять географические знания для объяснения и оценки
разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности
окружающей среды, адаптации к изменению её условий;
8) сформированность представлений и знаний об основных проблемах взаимодействия
природы и общества, о природных и социально-экономических аспектах экологических
проблем.
В результате изучения учебного предмета «География» на уровне среднего общего образования:
Выпускник на базовом уровне научится:
– понимать значение географии как науки и объяснять ее роль в решении проблем
человечества;
–
определять количественные и качественные характеристики географических
объектов, процессов,явлений с помощью измерений, наблюдений, исследований;
– составлять
таблицы,
картосхемы,
диаграммы,
простейшие
– сопоставлять
и анализировать
географические
карты
различной
тематики
для
выявления
закономерностей социально-экономических, природных и геоэкологических процессов и
явлений;
– сравнивать географические объекты между собой по заданным критериям;
–
выявлять
закономерности
и тенденции
развития
социальноэкономических
и
экологическихпроцессов и явлений на основе
картографических и статистических источников информации;
– раскрывать причинно-следственные связи природно-хозяйственных явлений и процессов;
–
–
–
–
выделять и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
выявлять и объяснять географические аспекты различных текущих событий и ситуаций;
описывать изменения геосистем в результате природных и антропогенных воздействий;
решать задачи по определению состояния окружающей среды, ее пригодности для жизни
человека;
–
оценивать демографическую ситуацию, процессы урбанизации, миграции в странах
и регионахмира;
– объяснять состав, структуру и закономерности размещения населения мира,
регионов, стран и ихчастей;
– характеризовать географию рынка труда;
–
рассчитывать численность населения с учетом естественного движения и миграции
населения стран,регионов мира;
карт
–
анализировать факторы и объяснять закономерности размещения отраслей хозяйства
отдельныхстран и регионов мира;
– характеризовать отраслевую структуру хозяйства отдельных стран и регионов мира;
–
–
приводить примеры, объясняющие географическое разделение труда;
определять
принадлежность
стран
к одному
из уровней
экономического развития,
используяпоказатель внутреннего валового
продукта;
– оценивать
ресурсообеспеченность
стран
и регионов
при
– оценивать место отдельных стран и регионов в мировом хозяйстве;
помощ
–
оценивать роль России в мировом хозяйстве, системе международных финансовоэкономических иполитических отношений;
– объяснять влияние глобальных проблем человечества на жизнь населения и развитие
мировогохозяйства.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
–
характеризовать процессы, происходящие в географической среде; сравнивать
процессы междусобой, делать выводы на основе сравнения;
–
переводить один вид информации в другой посредством анализа статистических
данных, чтениягеографических карт, работы с графиками и диаграммами;
– составлять географические описания населения, хозяйства и экологической
обстановки отдельныхстран и регионов мира;
– делать
прогнозы
развития
географических
систем
и
комплексов в
результате изменения
ихкомпонентов;
– выделять наиболее важные экологические, социально-экономические проблемы;
–
давать научное объяснение процессам, явлениям, закономерностям, протекающим в
географическойоболочке;
– понимать и характеризовать причины возникновения процессов и явлений, влияющих на
безопасностьокружающей среды;
– оценивать
характер
взаимодействия
деятельности
человека
и
компонентов природы
в
разных
географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития;
– раскрывать сущность интеграционных процессов в мировом сообществе;
–
прогнозировать и оценивать изменения политической карты мира под влиянием
международныхотношений;
– оценивать социально-экономические последствия изменения современной политической карты
мира;
–
оценивать
геополитические
риски,
вызванные
социальноэкономическими
и
геоэкологическимипроцессами, происходящими
в мире;
– оценивать изменение отраслевой структуры отдельных стран и регионов мира;
–
–
–
оценивать влияние отдельных стран и регионов на мировое хозяйство;
анализировать региональную политику отдельных стран и регионов;
анализировать основные направления международных исследований малоизученных
территорий;
– выявлять особенности современного геополитического и геоэкономического положения
России, еероль в международном географическом разделении труда;
– понимать принципы выделения и устанавливать соотношения между государственной
территорией иисключительной экономической зоной России;
–
давать
оценку
международной
деятельности,
направленной
СОДЕРЖАНИЕ
КУРСА
ГЕОГРАФИИ.
Базовый уровень
Человек и окружающая среда
Окружающая среда как геосистема. Важнейшие явления и процессы в окружающей среде.
Представление оноосфере.
Взаимодействие
человека
и природы.
Природные
ресурсы
и их
виды.
Закономерности размещенияприродных ресурсов.
Ресурсообеспеченность. Рациональное и нерациональное природопользование.
Геоэкология. Техногенные и иные изменения окружающей среды. Пути решения экологических
проблем.Особо охраняемые природные территории и объекты Всемирного природного и
культурного наследия.
Территориальная организация мирового сообщества
Мировое сообщество – общая картина мира. Современная политическая карта и ее изменения.
Разнообразиестран мира. Геополитика. «Горячие точки» на карте мира.
Население мира. Численность, воспроизводство, динамика населения. Демографическая
политика. Размещение и плотность населения. Состав и структура населения (половозрастной,
этнический, религиозный состав, городское и сельское население). Основные очаги этнических
и конфессиональных конфликтов. География рынка труда и занятости. Миграция населения.
Закономерности расселения населения. Урбанизация.
Мировое хозяйство. Географическое разделение труда. Отраслевая и территориальная
структура мирового хозяйства. Изменение отраслевой структуры. География основных
отраслей производственной и непроизводственной сфер. Развитие сферы услуг.
Международные отношения. Географические аспекты глобализации.
Региональная география и страноведение
Комплексная географическая характеристика стран и регионов мира. Особенности экономикогеографического положения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства,
культуры, современных проблем развития крупных регионов и стран Европы, Азии, Северной
и Южной Америки, Австралии и Африки. Перспективы освоения и развития Арктики и
Антарктики. Международная специализация крупнейших стран и регионов мира. Ведущие
страны-экспортеры основных видов продукции.
Роль отдельных стран и регионов в системе мирового хозяйства. Региональная политика.
Интеграция регионов в единое мировое сообщество. Международные организации
(региональные, политические и отраслевые союзы).
Россия на политической карте мира и в мировом хозяйстве. География экономических,
политических, культурных и научных связей России со странами мира. Особенности и
проблемы интеграции России в мировое сообщество. Географические аспекты решения
внешнеэкономических и внешнеполитических задач развития России.
Роль географии в решении глобальных проблем человечества
Географическая наука и географическое мышление. Карта – язык географии. Географические
аспекты глобальных проблем человечества. Роль географии в решении глобальных проблем
современности. Международное сотрудничество как инструмент решения глобальных
проблем.
Тематическое
планирование 10
класс
на
реш
1
1
Введение (1 час)
Роль географии в решении глобальных проблем
человечестваГеографическая наука и географическое
мышление. Карта – язык географии.
Структура учебника. Как работать с учебником.
2
1
Часть I. Общая характеристика мира
Политическая карта мира Формирование политической
картымира. 3 часа
Мировое сообщество – общая картина мира.
Современнаяполитическая карта и ее изменения.
Многообразие стран мира. Различия стран современного
мира поразмерам территории, численности населения,
особенностям
населения, особенностям географического положения.
.
3
Количество часов
Урок в
№
Тема
2
1
1
Государство — главный объект политической карты. 1
Территория и границы государства. Делимитация и демаркация
границ. Международные территории и территории с
неопределённым статусом. Современная политическая карта
мира как итог нескольких тысячелетий её формирования.
Изменения политического облика мира на рубеже XX—XXI вв.
Распад СССР. Количественные и качественные сдвиги на карте
мира.
«Горячие точки» на карте мира.
4
3
5
1
Разнообразие стран мира. Формы правления
государств — монархическая и республиканская.
Формы государственного устройства — унитарные и
федеративные государства.
Политическая география и геополитика. Территориальная
дифференциация политических явлений и процессов. Основные
политические и военные союзы в современном мире.
ОрганизацияОбъединённых Наций, её структура и роль в
современном мире.
Специфика России как евразийской страны.
1
Природа и человек в современном мире (5 часов)
Окружающая среда как геосистема. Важнейшие явления и
процессы в окружающей среде. Взаимодействие человека и
природы. Человек как связующее звено между природными и
экономическими ресурсами. Роль природных ресурсов в жизни
1
общества. Рациональное и нерациональное
природопользование.Представление о ноосфере.
6
2
Природные ресурсы и их виды. Закономерности размещения 1
природных ресурсов. Ресурсообеспеченность.
Возобновляемые и невозобновляемые ресурсы. Обеспеченность
стран стратегическимиресурсами — нефтью, газом, ураном,
рудными ископаемыми и др.
Природно-ресурсный потенциал России. Перспективы
освоения иразвития Арктики и Антарктики.
7
3
Земельный фонд мира, его структура. Обеспеченность
человечества
пресной
8
4
водой,
понятие
о
голоде»
на
планете.
1
«водном
Гидроэнергоресурсы Земли, перспективы их использования.
Лесные ресурсы, их размещение по природным зонам и странам; 1
масштабы обезлесения. Освоение пустынных и полупустынных
районов Африки, Азии, Австралии.
Роль природных ресурсов Мирового океана в жизни
человечества; марикультура. Освоение шельфовых акваторий
Мирового океана. Вовлечение в хозяйственный оборот
арктических и субарктическихрайонов — приполярных
территорий на Севере России, КанадскомСевере, Аляске.
Освоение предгорных и горных районов мира.
Другие виды природных ресурсов.
9
5
Человек и окружающая среда. Геоэкология.
Истощение природных ресурсов. Ресурсосберегающая,
малоотходная и энергосберегающая технологии. Пути
решения экологических проблем. Утилизация
вторичного сырья. Возможности России вразвитии
прогрессивных технологий. Техногенные и иные
изменения окружающей среды. Естественный,
антропогенный,культурный ландшафты.
1
Особо охраняемые природные территории и объекты
Всемирного природного и культурного наследия.
10
1
География населения мира (5 часов)
1.
Численность, воспроизводство, динамика населения.
Демографическая политика. Размещение и плотность
населения.Современная демографическая ситуация. Рост
населения Земли — отмедленного до ускоренного. Суть и
причины «демографического взрыва» в ХХ в. Численность и
размещение населения в разных
регионах и странах мира. Депопуляционные процессы в
развитых странах. Демографическая политика.
Демографическая ситуация вРоссии..
11
2
12
3
Состав и структура населения (половозрастной, этнический, 1
религиозный состав). языковой, социальный состав населения
мира,крупных стран и регионов. Особенности уровня и качества
жизни населения в разных странах и регионах мира. Индекс
развития
человеческого потенциала (ИЧРП).
Основные очаги этнических и конфессиональных
конфликтов.
Миграция населения — внутренняя и внешняя.
1
Современныемиграционные процессы в мире. Острая
проблема социальной
адаптации иммигрантов (Западная Европа, Россия и т. д.).
Понятиемультикультурализма
13
4
Занятость и расселение. Городское и сельское население.
1
Занятость населения мира, крупных стран и регионов.
Закономерности расселения населения. Урбанизация.
Спецификагородских и сельских поселений. Масштабы и темпы
урбанизации различных стран и регионов мира. Судьба
мегалополисов.
География рынка труда и занятости.
14
5
Повторение темы «население мира»
1
15
1
НТР и Мировое хозяйство. 5 часов
1
Территориальная организация мирового сообщества.
География мировой экономики. Понятие о научнотехническойреволюции (НТР).
16
2
Мировое хозяйство. Географическое разделение труда.
Отрасли международной специализации стран и регионов
мира. Ведущие страны-экспортеры основных видов
продукции. Интеграция регионов в единое мировое
сообщество. Международные организации (региональные,
политические и отраслевые союзы).Крупнейшие
международные отраслевые и региональные союзы в
экономической сфере (ЕС, НАФТА и др.). Крупнейшие
мировые
фирмы и транснациональные корпорации (ТНК).
17
3
Мировая экономика. Отраслевая структура мировой
1
1
экономики.
Динамика и тенденции её развития в начале XXI в. Изменение
18
4
отраслевой структуры.
Территориальная структура мирового хозяйства. Роль 1
отдельных стран и регионов в системе мирового хозяйства.
Региональная политика.
19
5
Факторы размещения производительных сил.
1
География отраслей мирового хозяйства (12 часов)
Четыре сектора мировой экономики. География важнейших
отраслей. Добывающая и обрабатывающая промышленность.
География основных отраслей производственной и
непроизводственной сфер. Международное
географическое
разделение труда. Отрасли международной специализации
страни регионов мира.
1
20
1
21
2
Топливно-энергетическая промышленность.
1
22
3
Мировая электроэнергетика
1
23
4
Мировая горнодобывающая промышленность.
1
24
5
Металлургия: масштабы производства и основные черты
1
географии.
Машиностроение мира: особенности отраслевой и
территориальнойструктуры. Три главных машиностроительных
региона.
25
6
26
7
Химическая,
27
8
Сельское
28
9
производства.
Транспорт – третья ведущая отрасль материального
производства.Мировая транспортная система, её масштабы.
услуг.
29
10
30
11
31
12
32
1
лесная
и
деревообрабатывающая,
хозяйство
отрасль
1.
1
– вторая
ведущая
материального
легкаяпром
1
1
Развитие сферы
Международные
отношения.
Внешние
связи
— 1
экономические,
научно-технические.
Производственное
сотрудничество, создание свободных экономических зон (СЭЗ).
Международная торговля — основные направления и 1
структура. Главные центры мировой торговли. Глобализация
мировой экономики. Географические аспекты глобализации.
Место России
в глобальной экономике.
Промышленность – первая ведущая отрасль материального 1
производства. Сельское хозяйство – вторая ведущая отрасль
материального производства. Транспорт – третья ведущая
отрасль
материального производства. Промышленность и окружающая
среда. Транспорт и окружающая среда.
Повторение, обобщение и коррекция знаний по темам
Повторение.
Многообразие
стран
современного
мира,
1
курса 10класса
1
Мироваягорнод
их
классификация. Типология стран мира. Государственный строй
странмира.
33
2
Топливно-энергетическая
Транспорт
34
3
Повторение и обобщение.
промышленность.
Тематическое планирование 11 класс
1
К
о
л
и
ч
е
с
т
в
о
Тема
ч
а
с
о
в
1
1
Региональная
география и
страноведение.
Зарубежная Европа. 7
уроков
Понятие о географическом регионе.
Зарубежная Европа. Основные варианты
регионального деления мира. Культурноисторические регионы мира, их основные
характеристики.
Особенности экономико-географического
положения, природно-ресурсного потенциала,
населения, крупного региона и стран
Европы.
1
.
2
2
Комплексная географическая характеристика стран и
1
региона
мира. Особенности хозяйства, культуры,
современных проблемразвития крупного региона и
3
3
4
4
стран Европы.
Географические особенности стран и региона - 1
Зарубежная Европа. Специфические и типологические
черты стран и региона, играющих видную роль в
функциональном механизме мировой политики и
экономики.
Четыре субрегиона зарубежной Европы.
Международная специализация крупнейших стран и
регионамира Зарубежной Европы
Регионы Западной Европы и Центрально-Восточной
Европы.
1
Общие
географические
характеристики
стран. 1
Федеративная Республика Германия как самое мощное .
в экономическом отношении государство зарубежной
Европы. Внешние экономические связи. Особенности
территориальной структуры хозяйства ФРГ.
Направления региональной политики.
5
5
6
6
Общие географические характеристики стран (по выбору).
1
7
7
Великобритания, Франция.
Охрана окружающей среды и экологические проблемы в
ЗарубежнойЕвропе.
Повторение.
1
8
1
Зарубежная Азия 8 уроков
Понятие о географическом регионе. Зарубежная Азия.
Австралияи Океания.
Основные варианты регионального деления
мира. Культурно-исторические регионы мира,
их основные характеристики.
Особенности экономико-географического положения,
природно-
ресурсного
потенциала,
1
населения,
крупного региона и стран Зарубежной Азии.
9
2
10
3
11
4
12
5
Комплексная географическая характеристика стран и 1
регионамира. Особенности хозяйства, культуры,
современных проблем
развития крупных регионов и стран Зарубежной Азии.
Общая географическая характеристика Китайской 1
Народной Республики. Специфические и типологические
черты страны, играющая видную роль в функциональном
механизме мировойполитики и экономики.
Общая географическая характеристика Японии.
1
Региональная политика Японии.
Общая географическая характеристика стран. Индия. 1
Экономические и социальные контрасты. Индия в составе
Содружества,
возглавляемого
Великобританией.
«Экономическое чудо» в Индии и
рост объёма ВВП. Постепенное превращение Индии в
супердержаву знаний.
13
6
14
7
15
8
Географические
особенности
страны
и
региона 1
Австралии и Океании. Специфические и типологические
черты страны, играющая видную роль в функциональном
механизме мировой политики и
экономики. Австралия как государство АзиатскоТихоокеанского региона.
Политическая карта региона в новейшее время. Пять 1
главных центров мирового хозяйства в регионе: Китай,
Япония, Индия, группа новых индустриальных стран,
группа
нефтеэкспортирующих
стран.
Общие
географические характеристики стран регионов ЮгоВосточной, Юго-Западной Азии.
Зарубежная Азия - регион с наибольшей численностью
населения.
1
Международная специализация крупнейших стран
региона мира.
Экологические проблемы и меры по охране
окружающей среды встранах зарубежной Азии.
Повторение.
16
1
Африка 4 урока
1
Понятие о географическом регионе Африка.
Основные варианты регионального деления
мира. Культурно-исторические регионы мира,
их основные характеристики.
Особенности экономико-географического
положения, природно-ресурсного потенциала,
населения, крупных регионов и стран Африки.
Особенности
хозяйства,
культуры,
современных
1
17
2
18
3
Комплексная географическая характеристика стран и 1
региона мира. Деление Африки на пять субрегионов –
Северную, Западную, Центральную, Восточную и Южную
Африку. Деление Африки на два субрегиона: Северную и
Тропическую Африку.
Южно-Африканская Республика (ЮАР). ЮАР как
страна с двойной экономикой. Место ЮАР в хозяйстве
Африки и всего мира. Особенности исторического
развития. Экономические и социальные
контрасты. Вступление ЮАР в 2011 г. в группу стран
БРИКС.
19
4
Географические особенности стран и региона Африки.
. Повторение.
1
проблемразв
20
1
Северная Америка 7 уроков
1
Понятие о географическом регионе. Северная Америка.
Основныеварианты регионального деления мира.
Культурно- исторические
регионы мира, их основные характеристики.
Особенности
положения,
экономико-географического
природно-
ресурсного
потенциала,
населения, крупных регионов и стран Северной
Америки.
21
2
Комплексная географическая характеристика страны 1
и региона мира. Особенности хозяйства, культуры,
современных проблем развития крупного региона и
22
23
3
4
страны Северной Америки. США.
Географические особенности страны. Роль США в 1
функциональном механизме
мировой
политики
и
экономики.
География
предпосылки
24
5
25
6
26
7
27
8
сельского
для
хозяйства
развития
этой
США. 1
отрасли.
Географияпром
Природно-ресурсные
Сельскохозяйственныерайоны (п
География транспорта США, её конфигурация. Главные
1
транспортныемагистрали и узлы. Развитие отдельных
видов транспорта. Развитие
внутреннего и международного туризма в США.
Макрорегионы США.
1
Общая географическая характеристика страны. Канада. 1
Четыре отрасли её международной специализации.
Экономические и социальные различия между Югом и
Севером Канады.
Международная специализация крупнейшей
1
страны
СевернойАмер
28
1
Латинская Америка 3 урока
1
Понятие о географическом регионе. Латинская
Америка.
Особенности
экономико-географического
положения, природно- ресурсного потенциала,
населения, крупного региона и стран Латинской
Америки.
Комплексная географическая характеристика
29
30
2
3
стран и регионамира.
Особенности хозяйства, культуры, современных
проблем развития крупного региона и стран
Латинской Америки
.
1
Общаяхарактер
Международная специализация крупнейших стран и 1
региона мира. Географические особенности стран и
региона. Специфические и типологические черты стран и
региона, играющих видную роль в функциональном
механизме мировой политики и экономики. Страны
Латинской Америки.
Федеративная Республика Бразилия. Бразилия - самая
большая страна Латинской Америки, одна из ключевых
развивающихся стран.
Ускорение темпов экономического роста с началом XXI
в., вхождениев группу стран БРИКС.
31
1
Глобальные проблемы человечества. 1 час
Географические аспекты глобальных проблем
человечества. Рольгеографии в решении глобальных
проблем современности.
Международное сотрудничество как
1
инструмент решенияглобальных проблем.
32
1
Россия в современном мире 1 час.
1
Россия на политической карте мира и в мировом
хозяйстве.
География экономических, политических, культурных
и научныхсвязей России со странами мира.
Особенности и проблемы интеграции России в мировое
сообщество. Географические
аспекты решения внешнеэкономических и
33
1
внешнеполитическихзадач развития России.
Подведение итогов
П
о
д
в
е
д
е
н
и
е
34
2
Резерв
и
т
о
г
о
в
Р
е
з
е
р
в